Выбрать страницу

M. РАВЕЛЬ — «ДАФНИС И ХЛОЯ»- ТРЕЙЛЕР

 

видео урок Катерины Бриан, первой флейты Королевского Национального оркестра Шотландии

 

Для просмотра полного урока и доступа ко всем остальным урокам на сайте - оформите подписку

 

M. РАВЕЛЬ - "ДАФНИС И ХЛОЯ"

на аудио запись Лондонского Симфонического Оркестра (LSO)

Дата сочинения: Балет закончен летом 1910 года

Первое представление: Балета — 8 июня 1912 года, Париж, Théâtre du Châtelet.Но еще 2 апреля 1911 года состоялось первое исполнение первой сюиты из «Дафнис и Хлои» под управлением Габриеля Пьерне в Париже. Вторая сюита прозвучала лишь в 1913 году.

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, альтовая флейта, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, кларнет-пикколо, бас-кларнет, 3 фагота, контрафагот, 4 валторны, 4 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, большой барабан, тарелки, треугольник, барабан, бубен, челеста, колокольчики, 2 арфы, струнные; хор (может быть заменен органом); кроме того, в 1-й сюите — тамтам, античные тарелочки, ветряная машина; во 2-й сюите — малый барабан, кастаньеты.

Отрывок текста видео урока Катерины Бриан:

«…Итак, соло из «Дафнис и Хлоя» Равеля, пожалуй,  самое потрясающее соло во всем флейтовом репертуаре.  И точно, одно из моих любимых. Думаю потому, что оно дает возможность показать разнообразие цвета и артикуляции. То есть таких вещей, которые помогают почувствовать, что вы действительно творите на сцене. Каждый раз, когда я играю это соло, оно не должно быть одинаковым. Так будет лучше. Это даст нам чувство спонтанности в соло, что очень важно. Очевидно, что это написано во французском стиле. Это соло демонстрирует французский стиль самым наилучшим образом. Это дает возможность показать удивительно выразительные качества, которые присуще флейте.

Думаю, что очень важно использование вибрато. Используем ли мы полый звук или более сладкий, или более агрессивный, интенсивный — вибрато может помочь. Это звучит очевидно. Но, интенсивность может быть показана различными способами. И снова вибрато может сыграть в этом очень важную роль. Поэтому, прежде, чем вы даже начнете рассматривать соло детально, все эти вещи важно иметь в виду. Я думаю, это даст вам свежий взгляд и на общую форму, которую Равель так красиво написал.

Люди теряют, в ситуации прослушивания, потому что нет аккомпанемента оркестра, фактически, теряют ритм.  Для меня ритм очень важен для структуры этого соло. Очевидно, оркестровый аккомпанемент — это то, с чем мы должны играть. Поэтому любое rubato, которое мы используем, должно быть в пределах ритмичной структуры. Да, используйте rubato, но не крадите время, потому что в оркестровой среде это не сработает. И я думаю, что на прослушивании легко потерять чувство ритма, потому что мы пытаемся показать всё, на что мы способны. Но, зная по опыту, сидя на панели прослушивания, в первую очередь слушают, есть ли хорошее чувство ритма. Потому что это свидетельствует, в определенном смысле, об управлении как музыкальной линией, так и инструментом. И что в этих рамках вы можете делать. В этом существуют своего рода ограничения. Этим мы можем показать наши преимущества, а не недостатки.

Очень легко звучать скучно, когда мы играем тихую динамику. Как будто это никуда не идет. Мы настолько сосредоточены, чтобы это было тихо, что теряется вся жизнь. Не думаю, что мы обязательно хотим играть вибрато с самого начала. Ноты должны иметь чувство воздуха, быстрого крутящегося сквозь инструмент. Я, как правило, добавляю немного вибрато на полпути к Ре, для окраски.

Так звук по-настоящему мерцает. И если это так, то звук будет проецироваться при любой динамике. Это действительно важно помнить. Мы сидим в середине оркестра, поэтому звук всегда должен идти к дирижеру и за него. Никто не слышит нас так, как мы себя слышим. И то, что мы слышим, это совсем не то, что услышат другие. Поэтому, я всегда стараюсь представить, что я буду слышать в середине зала. Смогу ли я услышать этот звук? Есть ли в нем жизнь? Дойдет ли он все ещё мерцающим? Очень важно, если он это делает…»