Выбрать страницу

С. ПРОКОФЬЕВ — СИМФОНИЯ №1 — ТРЕЙЛЕР

видео урок Николая Попова, солиста оркестра Большого театра России 

 

Для просмотра полного урока и доступа ко всем остальным урокам на сайте - оформите подписку

 

С. ПРОКОФЬЕВ - СИМФОНИЯ №1 - ТРЕЙЛЕР

на аудио запись филармонического оркестра Словакии

Ноты закрыты для общего доступа авторскими правами. Вы сможете их увидеть, когда оформите подписку.

Первое представление: Премьера симфонии состоялась незадолго до отъезда Прокофьева на несколько лет за границу, 21 апреля 1918 года в Петро­граде под управлением автора.

Состав оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 трубы, 2 валторны, литавры, струнные.

Отрывок текста видео урока Николая Попова:

«Прокофьев написал эту симфонию в 25 лет. И она стилизована под симфонии венских классиков, где используется парный состав духовых инструментов. Она требует легкости и непринужденности в исполнении. Что составляет огромную сложность для всех музыкантов, особенно флейтистов. Там много неудобных переходов с ноты на ноту, в 3-ей октаве на piano, а также, эти жуткие финальные пассажи, где нота Ре 4-ой октавы. Все ноты до одной должны быть выиграны в ритме и, самое главное, без акцентов на каждую группу этих быстрых восьмушек. Вообще, основная задача во всех частях этой музыки — сохранить движение. Мне лично помогло в освоении этого материала то, что в Большом театре на эту музыку поставлен балет. Вообще, любая музыка Прокофьева, даже самая медленная, настолько пластичная и своим внутренним состоянием и внутренним движением, что играя её невольно представляешь какой-то танец…

…Сложность игры в оркестре заключается в том, что играя абсолютно ритмично и точно по дирижеру, тем не менее, надо стараться внутри чувствовать движения фразы. В этом, конечно, помогают коллеги, когда вы играете в группе, но, на прослушивании, это движение и общее дыхание нужно вырабатывать в себе самому. Для чего и нужны занятия дома. Но если, конкретно, пройтись по всей симфонии и по каким-то частям, то я хотел бы сказать также и про первую часть. Там есть сложные переходы. Самое первое соло слышно. Там возникает проблема с Фа-диезом. Фа-диез на piano и стаккато достаточно сложно взять. Я всегда стараюсь использовать пальцевую технику: я беру 3, 4 и 5 палец я кладу на До-диез. (Показывает). Таким образом, мне кажется, легче достигается само взятие этой ноты. (Показывает)…

… Артикуляцией называется то, когда мы пытаемся выразить в каждой ноте именно какой-то слог. Даже если мы играем под лигой, у нас должно быть ощущение, что мы проговариваем эти ноты. Если мы играем стаккато, мы должны думать наоборот, что мы везём фразу. Это ощущение компромисса в музыке очень важно. Что касается технической стороны, я считаю что в соло очень сложно, так как у нас много комбинаций по смене пальцев. Я облегчаю свое соло тем, что 4 палец держу здесь. (Показывает).На клапане Соль. Я стараюсь не делать лишних движений 4-ым пальцем. Тут есть ещё одно неприятное место. Мы должны играть на 2 piano со второй флейтой. Идет перекличка. (Показывает). Я стараюсь играть это место таким образом, чтобы пятый палец лежал на клапане До. Таким образом проще взять и Ми и Фа. (Показывает)…»