Выбрать страницу

С. ПРОКОФЬЕВ — ПЕТЯ И ВОЛК — ТРЕЙЛЕР

видео урок Николая Попова, солиста оркестра Большого театра России

 

Для просмотра полного урока и доступа ко всем остальным урокам на сайте - оформите подписку

 

С. ПРОКОФЬЕВ - ПЕТЯ И ВОЛК

на аудио запись English String Orchestra

Дата сочинения: 1935 год, по инициативе Натальи Ильиничны Сац для постановки в Центральном детском театре.

Первое исполнение: 2 мая 1936 года, театр Незлобина, Москва. Дирижер: Сергей Прокофьев.

Каждый персонаж представлен определённым инструментом и отдельным мотивом:

  • Петя ― смычковые струнные инструменты (преимущественно скрипки), C-dur, свободная и открытая мелодия в духе пионерского марша;
  • Птичка ― флейта в высоком регистре, G-dur, виртуозные пассажи;
  • Утка ― гобой, Es-dur/As-dur, «крякающая» мелодия в нижнем регистре;
  • Кошка ― кларнет, G-dur, тема изображает грацию и мягкую поступь кошки;
  • Дедушка ― фагот, тема в h-moll, пунктирный ритм в нижнем и среднем регистре, имитирующий ворчание;
  • Волк ― три валторны, тема в g-moll;
  • Охотники ― литавры и большой барабан (изображение выстрелов), духовые инструменты (финальный марш)

Отрывок текста из видео урока Николая Попова:

Прокофьев, Петя и Волк, соло флейты с Николаем Поповым. В этом произведении Прокофьев создал незабываемые образы персонажей, подарив каждому инструменту своего героя. Я, конечно же, не буду говорить обо всех инструментах, но попытаюсь поделиться своими соображениями лишь об одном, то, что рисует наш с вами инструмент — флейта.

Как известно, в образе этой сказки, Флейта рисует образ птички. А это легкость, полет и свобода. Форшлаг Ля — Соль меняется на Ля — Соль-диез, потом модуляция и повторение материала. Потом идут полутоновые секвенции Ми-Соль; Ми- бемоль Соль; Си и арпеджио в обращениях Соль-мажор, Си-минор и в Соль-мажор через проходящую доминанту.

Образ птички рисуется перепрыгиванием с ветки на ветку — вот этим арпеджио (Показывает). И тут, самая главная задача, не делать ненужных акцентов. Я выучил это место, что говорится  «на зубок». И теперь не обращаю внимания на то, что выписано в нотах. А уделяю внимание деталям самой музыки.

Вообще, виртуозность — это ощущение, когда вы очень быстро шевелите вашими пальцами, но при этом находитесь в состоянии сна. И с закрытыми глазами поёте про себя медленную часть концерта Моцарта.

Это, конечно, шутка, мне её когда-то рассказал профессор Адорьян, но я её запомнил навсегда. Постарайтесь найти это ощущение, когда ваше тело абсолютно свободно. Вы поддерживаете ваше дыхание, но ваш ум, мозги, голова, руки, ощущают абсолютную свободу.

К сожалению, мы все не очень совершенны по части ритма. Поэтому нам необходим контроль, а метроном именно и является этим цензором. Другое дело, как использовать метроном. На мой взгляд, надо стараться играть не под него, а заставлять его подстраиваться под вас. Достаточно сложно поверить в то, что ритм секции работает на вас, а не вы под него, но в оркестре — это самое главное ощущение.