Выбрать страницу

Р. ШТРАУС — КАВАЛЕР РОЗЫ — ТРЕЙЛЕР

видео урок Николая Попова, солиста оркестра Большого театра России 

 

Для просмотра полного урока и доступа ко всем остальным урокам на сайте - оформите подписку

 

Р. ШТРАУС - КАВАЛЕР РОЗЫ

на аудио запись оркестра театра оперы и балета Австралии


Ноты закрыты для общего доступа авторскими правами. Вы сможете их увидеть, когда оформите подписку.

«Кавалер розы» — комическая опера Рихарда Штрауса, созданная в 1909-1910 годах на либретто Гуго фон Гофмансталя.

Первое представление: Премьера оперы в постановке режиссёра Макса Рейнхардта состоялась 26 января 1911 года в Королевском оперном театре в Дрездене. Русская премьера состоялась в 1928 в Ленинграде (Мариинский театр) под управлением Дранишникова.

Отрывок текста видео урока Николая Попова:

Штраус, Кавалер Розы, соло флейты. Музыка здесь рисует огромное количество характерных черт, присущих тому времени. В этих двух местах, где солирует флейта, важно безукоризненно технически выполнить всё то, что написано в нотах. Но также понимать смысл происходящего в этот момент на сцене.

Соло флейты

Оба соло флейты приходятся на середину первого акта, где роман между юным героем и взрослой дамой на пике своего развития. В постановке Большого театра вся эта сцена начинается с того, что приходит её стилист и начинает делать ей прическу. Парикмахер приходит с флейтистом и с тенором, дабы мадам не было скучно от этой долгой и скучной процедуры.

Менуэт

Начинается менуэт. Очень жеманный, изломанно капризный, в характере которого читается: хочу, не знаю чего. Интересно, что Рихард Штраус выбрал из всех танцев именно менуэт. Всё действие происходит в 18 веке, когда менуэт был в моде.

Ритм

Что касается исполнения этого соло. Тут хотелось бы особое внимание уделить ритму. Дело в том, что в третьем такте со 2-ой половины третьей доли к вам присоединяется вторая флейта. И вы играете в терцию этот триольный пассаж. Мысленно, вам нужно дать ауфтакт к этой третьей доле, чтобы вашему коллеге было удобно вступить.

Но для этого, это должно быть на 100% ритмично. При этом здесь, ни в коем случае, нельзя акцентировать каждую группу триолей. А стараться мыслить одной широкой фразой, ощущая внутри менуэтный танец.

Звук соло

Это соло сложное по звуку. Его необходимо играть красивым, элегантным звуком. Благородным forte и не переходить на агрессию forte. И не забывайте – это танец! Следующий очень важный момент — это стаккато в первых двух тактах. Оно должно быть очень четким, ясным и острым. И как я уже говорил, там написано poco accelerando. Как мне кажется, это для того, чтобы сохранить движение менуэта. И не задерживаться на этих стаккатных нотах и не изменять темп. Кстати, такая же пометка poco accelerando стоит на последних триолях, где повторяются Ля, Соль-диез и Фа-диез. И нужно не застрять в пассаже.

Ансамбль

Нужно помнить, что вы не один, что рядом с вами сидят коллеги. И на занятиях и когда вы играете прослушивание. Прислушивайтесь внутренним слухом, что бы вы слышали не только себя. Но и ваших коллег, что очень важно. Это меняет ощущение и развивает в исполнителе командный дух. А выражаясь музыкальным языком —  чувство ансамбля.