Выбрать страницу

П.И.ЧАЙКОВСКИЙ — ПЕРВЫЙ КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ — ТРЕЙЛЕР

видео урок Николая Попова, солиста оркестра Большого театра России 

 

Для просмотра полного урока и доступа ко всем остальным урокам на сайте - оформите подписку

 

П.И.ЧАЙКОВСКИЙ - ПЕРВЫЙ КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ

на аудио запись симфонического оркестра радио Словакии

Год создания: 1874 — 1875 год

Дата премьеры: 25 октября 1875 года

Отрывок текста видео урока Николая Попова:

«Первый фортепианный концерт Чайковского, наверное, самый исполняемый из всех фортепианных концертов, который звучит, практически, в каждом зале во всех уголках мира не один раз в сезон. И, несмотря на свою популярность, узнаваемость, он является одним из самых сложных для оркестра. Первая часть сложна по форме построения, по ритмическим сливам долей, по ансамблю, по интонации. Тональность здесь с пятью бемолями, что сложно для всех духовых инструментов. И для медных и для деревянных.

И сыграть его с листа достаточно сложно, потому что все вступления аритмичны… Очень сложная фактура по построению, по форме. Единственно, можно сказать, что начало произведения — помпезное и простое. Но дальше, когда начинается главная тема, тут начинаются ансамблевые проблемы. Переклички с кларнетами, переклички с солистом, где абсолютно нужно быть в ритме и доле. Потому что это триоль с шестнадцатой. (Показывает). Движение должно быть ритмичным и артикуляционно точным. Что важно в этой партии, здесь должна быть точная артикуляция. (Показывает). Да, это то, что дирижер должен показывать, но и музыкант должен показывать дирижеру, что он играет правильную артикуляцию…

…Основное соло, конечно же, во второй части, которое хотелось бы подробно разобрать… Нужно вступить мягко, без тычка, красивым звуком. Многие дирижеры просят сыграть здесь пианиссимо… В чем здесь заключается основная сложность: после того, как идет пульсация на протяжении 4 тактов, она провоцирует на то, что вы начинаете мыслить этим же метром…И соответственно, когда вы начинаете мыслить на пол такта, очень сложно сыграть одну длинную фразу, которая на 8 тактов потом должна разлиться очень красивой фразой. Тут нужно постараться разделить голову на два полушария. Левое, которое отвечает за логику и ритм, а правое — отвечает за чувства и за абстракцию.

Они должны абсолютно взаимодействовать вместе. Если вам это легко удается, то сложностей не будет. Если такая проблема существует, то вам понадобится метроном. И заниматься нужно так, чтобы отсчитать 4 такта паузы и вступать абсолютно точно с метрономом. Потому что, практически, пиццикато и есть та пульсация, которая даётся. При этом важно понимать, что перед вами стоит дирижер, которому важно, чтобы пиццикато было сыграно абсолютно вместе и он провоцирует вас на то, что всё это очень жесткое…

… В третьей части, Рондо, надо быть предельно ритмичным и технически подготовленным, потому что все подголоски очень слышны. Это особенно касается перекличек с кларнетом, где флейта играет в третьей октаве и даже в самом быстром темпе должны быть слышны все ноты. (Показывает)… Важно не обогнать самого себя…»