Выбрать страницу

П.И.ЧАЙКОВСКИЙ — БАЛЕТЫ — ТРЕЙЛЕР

видео урок Николая Попова, солиста оркестра Большого театра России

 

Для просмотра полного урока и доступа ко всем остальным урокам на сайте - оформите подписку

 

П.И.ЧАЙКОВСКИЙ - БАЛЕТЫ - ТРЕЙЛЕР

на аудио запись филармонического оркестра Словакии

Дата премьеры балета “Лебединое озеро” 20.02.(04.03) 1877 года в Большом театре, Москва; 15 января 1895 год в Мариинском театре, Санкт-Петербург.

Дата премьеры балета “Щелкунчик” 6 (18) декабря 1892 года в Мариинском театре, Санкт-Петербург.

Дата премьеры балета «Спящая красавица» — 3(15) января 1890 года в Мариинском театре, Санкт-Петербург.

 

Отрывок текста видео урока Николая Попова: Все балеты Чайковского были написаны во время расцвета французской школы танца. Поэтому особенно в “Спящей красавице,” шарм и свобода движения стали основой для этой вечно живой музыки.

Имя Мариуса Петипа, блистательный французский хореограф и педагог. Большую часть жизни прожил в России. Навсегда стал синонимом выдающихся балетных постановок Большого и Мариинского театрах, в том числе и всех 3-х великих балетов Петра Ильича Чайковского.

Я бы хотел объединить некоторые сложные места для флейты в этих балетах в один урок. Их не так уж и мало. Чайковский любил флейту. И для того, чтобы понять смысл этих маленьких фраз, где тема флейты передается к тому или иному инструменту, необходимо знать его самые разные произведения. Прежде всего для оркестранта, конечно же, это его симфонии и оперы.

Гений Чайковского — это огромное музыкальное полотно, где все инструменты звучат, как одно единое целое, передавая фразу друг другу, как «олимпийский огонь». Здесь нет солистов, так как все исполнители одна большая дружная команда. Поэтому для того, чтобы быть в этой команде не самым «слабым звеном», вам обязательно, не смотря ни на что, нужно всегда считать такты. Тактов может оказаться очень много и ваше вступление может оказаться в самый неожиданный момент. Также очень важно подобрать тембровую окраску, чтобы слиться с другими инструментами.

Конечно же, гармонический анализ, где фраза сразу же отталкивается от параллельного минора, пройдя через субдоминанту, доминанту обратно в тонику минора, тоже может помочь выстроить правильную фразировку.

Особенно важно ощущать пульсацию сильных долей, которую дают струнные. Ведь интересно, что в увертюре не задействованы ни виолончели, ни контрабасы.

Артикуляция в сочетании с фразой — именно в этом и есть основа успеха в исполнении этого места. У вас должно быть абсолютно спокойное состояние, как будто вы говорите четко и уверенно, не суетясь, проговаривая каждую ноту, но с движением по фразе.

Для меня в этом соло всегда существует нерешенный вопрос. В Большом Театре надо играть восьмые Ля и Соль маркато. Хотя, как я знаю, обычно в других оркестрах исполнение этих двух восьмых исполняется стаккато. Сложно оспаривать традиции исполнения. Поэтому, будучи солистом Большого, я должен следовать этим традициям. И внутренне я согласен с такой трактовкой, т. к. вес первого пассажа предполагает именно не тычки, а пропетость этого материала. Первая постановка была в Мариинском театре, поэтому нужно смотреть оригинальный текст именно там.