Выбрать страницу

ПИККОЛО: П.И.ЧАЙКОВСКИЙ — СИМФОНИЯ № 4 — ТРЕЙЛЕР

видео урок Кристофера Грина, солиста оркестра театра оперы и балета Ковент Гарден, Лондон

 

Для просмотра полного урока и доступа ко всем остальным урокам на сайте - оформите подписку

 

ПИККОЛО: П.И.ЧАЙКОВСКИЙ - СИМФОНИЯ № 4

на аудио запись Английского струнного оркестра

Дата сочинения: 1877- 1878 год

Первое представление: 22 февраля 1878 года в Москве с оркестром Русского музыкального общества под управлением Николая Рубинштейна

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, туба, 3 литавры, ударные, струнные.

Отрывок текста видео урока Кристофера Грина:

«Если вы думаете, что я здесь для того, чтобы рассказать вам, что 4-я Симфония Чайковского очень сложная вещь и только особые люди могут её сыграть, то вы не правы. Я хочу развеять этот миф, но это будет только между нами, внутри этих четырех стен. Это вас может удивить, но никто еще не умер, играя это соло. Когда я разговариваю со своими студентами насчет этого соло – они бледнеют и пытаются увести разговор в сторону…Флейтисты играют это соло уже 137 лет. Эта вещь была написана в 1877 году. И где-то в течение этих 137 лет это соло начали называть ужасающим, коварным, вызывающим страх. Но, на самом деле, это все неправда. Это всего лишь два с половиной такта, это даже не соло. Сказать, что это соло – это слишком. Это момент, который происходит дважды и происходит внутри большой фразы, которая длиться не дольше трех секунд…

…Итак, 3-я часть. То, что я вам сейчас расскажу, важно и для прослушивания и для концерта. Я очень часто видел, как в подобных ситуациях, мои студенты начинают соло, как будто это начало всей вещи — со статичной точки. Нет никакой подготовки, нет понятия того, что было до этого соло. Конечно же, в оркестре такой проблемы нет. Нам дали эту фразу. До нас духовые играли и потом вступают медные и играют 16-е….Затем играет кларнет…. и передает это обратно к медным и к вам. И всё, что мы делаем, мы связываем это со следующим пассажем 16 –х. То есть, это одна большая арка без замедлений и остановок. Играя в оркестре, мы все это слышим. Мы не можем сидеть и просто думать- играю сейчас! Мотор уже движется и вы просто его часть. Самое важное, посмотреть на дирижера, чтобы он видел, что вы не уснули в такой ситуации. На прослушиваниях у вас ничего этого нет и вы должны это сделать сами. Часто я замечаю, что в такой ситуации люди становятся похожи на бегуна с препятствиями. Они стоят рядом с препятствием и хотят без разбега перепрыгнуть. Конечно, это не может произойти. Им нужен этот разбег и психически и физически…

…Ничего сложного с технической точки зрения. Теперь вот отсюда. Всё абсолютно под пальцами. И когда вы присоединяете эти куски, которые мы сейчас разобрали вместе, то не забудьте заниматься так, чтобы эти соединения были в разных местах, а то они будут очень заметны. И ещё нужно, чтобы вы точно поняли, как вы поддерживаете струю воздуха. Потому что этот воздух доставит вас до конца соло. А не ваши пальцы и артикуляция. Конечно, в этой точке вашей карьеры, надо надеется, что ваши артикуляция и ваши пальцы скоординированы.

Если у вас проблемы с этим арпеджио, то сделайте из него упражнение. Играйте его в разных тональностях, чтобы оно уже было в ощущениях и вы его контролировали, а не оно вас. Чтобы вы точно знали, в любой момент этого пассажа, куда вы идете и что с чем связано. Нужно играть весь пассаж легато. Это вам покажет не только, как нужно дуть во время всего соло, но и ваши технические проблемы. Делая так, вы сфокусируетесь на струе воздуха и ваши пальцы должны все сыграть четко без артикуляции»…