Выбрать страницу

ПИККОЛО: М. РАВЕЛЬ — БОЛЕРО — ТРЕЙЛЕР

видео урок Кристофера Грина солиста оркестра театра оперы и балета Ковент Гарден, Лондон

 

Для просмотра полного урока и доступа ко всем остальным урокам на сайте - оформите подписку

 

ПИККОЛО: М. РАВЕЛЬ - БОЛЕРО

на аудио запись симфонического оркестра радио Словакии

Дата сочинения: 1928 год

Первое представление: 22 ноября 1928 года в труппе «Балет Иды Рубинштейн», Париж.

Отрывок текста видео урока Кристофера Грина:

«Перед американским туром Равеля в 1928 году, Ида Рубинштейн заказала у него балет под названием “Фанданго”. Это должна была быть оркестровка пьес Исаака Альбениcа, Иберия. Но, к сожалению, авторское право было отдано кому-то ещё и Равель не смог использовать эту музыку. Равель в продолжение своего тура доехал до места, которое называется Сейн-Джон де Лус. Где ему и пришла в голову идея испанской темы. Он сам говорил, что в ней есть испанская суть. Сейчас это произведение называется Болеро и оно составлено из 8 повторений тем. Темы в этих повторениях не меняются, меняется оркестровка. В оригинале Равель пометил определенную скорость, но, потом зачеркнул её и написал 66. Ему хотелось, чтобы у этой пьесы было более статусное ощущение…

…Если подумать об этой вещи с точки зрения балета, то имеет смысл более умеренный темп. Его концепт, который был не похож на концепт Иды Рубинштейн, был связан со сценой на улице, пред фабрикой, где механический звук станков передает ритм, который играет барабан в течение всего произведения. Поверх этого идет музыка, под которую рабочие этого завода начинают танцевать и, одновременно, идет ещё одна сцена — история тореадора, которого убивает ревнивый соперник. Так что музыкальное напряжение в Болеро связано очень строгими ритмическими рамками…

…Соло пикколо, которое я только что сыграл, это восьмое повторение. У каждого повторения – свой аккомпанемент. В этом повторение аккомпанемент играют два фагота и бас-кларнет из духовой секции. Но вы здесь не солист, с вами играют ещё одна пикколо, валторна и челеста. Оркестровка здесь удивительная. Валторна играет в До мажоре mezzo forte. Челеста играет на две или три октавы выше и помечено piano. Первая пикколо, как я только что сыграл, играет в Ми мажоре и помечено pianissimo. Вторая пикколо играет в Соль мажоре. Это звучит как второй, третий и четвертый обертон До мажорного аккорда. И получается очень красивый цвет звука, чем-то напоминающий феромон. Партия первой пикколо должна звучать как обертона валторны. Чтобы больше слиться со звуком валторны, я предлагаю второй пикколо играть громче. Более низкий регистр это позволяет. А первой пикколо нужно играть очень тихо, чтобы слушатели не понимали, что они слышат. Чтобы это получилось, нам нужна хорошая поддержка воздушного потока»…