Выбрать страницу

МОЦАРТ — КОНЦЕРТ СОЛЬ МАЖОР, К.313- ТРЕЙЛЕР

Восемь видео-уроков над концертом Моцарта

Майкла Кокса, первой флейты симфонического оркестра Би-Би-Си, Англия

 

 

Для просмотра полного урока и доступа ко всем остальным урокам на сайте - оформите подписку

 

Концерт Соль мажор KV 313

Дата сочинения: 1778 год

Урок состоит из 8 частей.

Отрывок текста видео урока Майкла Кокса:

«Итак, приступая к классическому периоду, очень важно, особенно на прослушивании, показать точность стиля репертуара, который вы играете. Но часто люди теряют интерес, когда начинают изучать Моцарта. Думаю это потому, что за многие годы накопилось большое количество информации, которая стала почти каким-то мистическим зверем. И когда вы начинаете заниматься, чтобы это подготовить и сыграть, это тяжестью ложиться на ваши плечи.

Этот материал настолько всем знаком, что в нём трудно найти что-то новое, но это только в том случае, если вы заучиваете только мелодию. А вот если вы достаточно изучите партитуру, то она всегда будет с вами разговаривать. Это вот такая неординарная вещь.

Нужно пытаться создать что-то невероятно живое и, в то же время, очень красивое и чистое. Конечно, динамические диапазоны не должны быть массивными. Но, с другой стороны, особенно первая часть, может получиться монохромной. Поэтому надо найти нюансы в звуке. Я думаю, это очень важно. Но старайтесь с этим не переборщить.

Фразировка у Моцарта — это просто ключ ко всему произведению. И чтобы понять эту фразировку, я всегда ищу структуру фраз. В этом и заключается исполнительство. Поэтому, главное, надо придумать, что делать с фразами.

А ко всем музыкальным нюансам я бы подходил так, как будто я могу придумать новое в любой момент. Это своего рода «выделение». Просто надо быть в моменте, но иметь базовую основу. И затем ощутить себя на вершине этой огромной радости от исполнения…

…Но я думаю, что интересно только то, как вы сможете это представить. Как проецировать вашу идею и правильный звуковой мир. У вас может получиться вариант с элегантным звуком, как я только что сыграл в первом варианте. У вас может получиться версия слишком форсированного, но не чистого звука. Или у вас может получиться версия, где вы всё сыграете по правилам, с точки зрения хорошего звука. И вроде бы всё правильно, но проблема в том, что в этом нет “радости жизни.”

Так что ни один из этих вариантов не будет удовлетворительным. И как раз в этом Моцарт очень сложен…

…Это подводит меня к ещё одному болезненному вопросу. Вопросу о До-диезе на флейте. Здесь всё вращается вокруг этого До-диеза. Итак, простой вопрос для флейтиста. У вас всё в порядке с этой нотой? Многие флейтисты играют плоские До-диезы, которые завышают. Звучит это вот так (Показывает). Звучит очень глухо. Я всегда думаю, вот если бы вы увидели инструмент на столе и отрезали бы его вот здесь. Представьте себе вот такую флейту: от и до. Если бы вы увидели этот инструмент, который играл бы вот так, захотели бы вы играть на нём? Я думаю, что никто из нас не играл бы на флейте, если бы это было так. Но, к сожалению, это так и есть с До-диезом. Он очень глухой и у него нет никакого сопротивления, потому что трубка очень короткая. И это единственная нота, в которую мы должны добавить очень много шоколада и сладкого крема, чтобы сделать её более крепкой…

…Давайте, к примеру, возьмем вот эту Ля. Я бы ни за что не играл её утвердительно. Потому что главное для нас — это найти путь к каденции. И вот эта нота меня удивляет, потому что мы так близки к каденции. А он всё равно ставит нам До-бекары. Но ведь мы хотим быть в Ре-мажоре! Я много слышал разных мнений от педагогов и исполнителей, которые меняли эту ноту, потому что она им слишком сильно мешала. Но для меня она должна быть там! Потому что Моцарт так написал! И этим он как будто говорит: «Я знаю, что вы хотите Ре-мажор, но я вам его сейчас не дам!» И здесь он даёт этот До-диез и в этом есть свой шарм…

…Речь идет о музыкальной линии. Как её сделать и как её удержать. Одновременно делая все формы и нюансы, которые написаны во всех фразах. То есть, неправильно делать слишком много индивидуальных фраз и форм, когда есть много нюансов. Я вам сейчас сыграю две версии. Например, здесь есть даже стаккато на последней ноте. Здесь много нюансов — это первая версия. Представьте себе, что аккомпанемент в это время играет …Заметьте, что это слишком разделяет и не подходит к контексту. А если я сыграл бы вот так…Мы потеряем слишком много характера в музыке.

Часто Моцарт даже вписывает много маленьких нюансов, которые он хочет, чтобы мы сыграли. И, таким образом, нам становится доступен его шарм. Итак, в Моцарте всегда очень важно искать правильный баланс между характером музыки и чувством музыкальной линии…

…И здесь я хочу отметить, что у Моцарта это встречается довольно часто. У него получается сделать что-то большое с наименьшими усилиями. Понимайте, это не Малер, где большой оркестр и большие фразы. Здесь все распределено и найден правильный баланс. И всё, что мы должны сделать – презентовать это с любовью и пониманием. В последней фразе у нас Ля и Фа-диез в Си миноре. Он постоянно переходит с одной ноты на другую. Но, потом, заканчивает на Фа-диез мажорном аккорде. И сразу звучит forte доминантсептаккорд в Ре мажоре. И это чудесный момент. Здесь мы уже вернулись домой, в тонику. Но он постоянно повторяет ноту Ля и это можно услышать даже в басовой линии. Много Ля. И, конечно же, потом, мы получаем наш Ре мажор. Я предпочитаю в репризе показывать маленькие фразы немного больше. Чтобы показать, что мы вернулись домой в Ре мажор…»