Выбрать страницу

Л. ВАН БЕТХОВЕН — ЛЕОНОРА, ЧАСТЬ 1 — ТРЕЙЛЕР

видео урок Андреа Олива, первой флейты Национального оркестра Италии

Для просмотра полного урока и доступа ко всем остальным урокам на сайте - оформите подписку

Л. ВАН БЕТХОВЕН - ЛЕОНОРА, ЧАСТЬ 1

аудио запись симфонического оркестра Concertgebouw

Дата сочинения: 1805 год

Первое представление: В 1806 году была переделана увертюра “Леонора No. 2”, использованная для первого представления оперы Бетховена «Фиделия». Дирижером первых двух представлений был Ignaz von Seyfried.

Отрывок текста из видео урока Андреа Оливы:

«Итак, в начале оркестрового отрывка Леоноры №3 написано fortissimo. После fortissimo, в первом такте, написано длинное диминуэндо. Темп не по восьмым, которых 6, а на дробленные три четверти, потому что так лучше понять движение внутри такта. Это очень медленное адажио. Запомните, оно не по восьмым, которых 6. Это очень важно и это лучше для нашего дыхания. Написано fortissimo, но мы можем перевести это в forte. В щедрый звук forte в начале, потому что это все в унисон с оркестром. Весь оркестр играет громкую Соль.

Здесь нейтральная гармония. Самое интересное это то, что в первых 5-ти тактах под нами нет никакой гармонии. Мы не знаем куда мы идем. Может быть это Соль-мажор в начале? Или Соль, которая идет в До-мажор? Потому что это, на самом деле, До-мажорная гамма. Потом длинная нота в конце – это Фа-диез. И только поэтому мы понимаем, что это не До-мажор. А может быть это Соль- минор или Соль- мажор? Действительно, это так невероятно написано. Поэтому чувство этого диминуэндо как будто подвешено. Гармонии не совсем понятны и не совсем понятно направление…

…Это соло с кларнетом и фаготом. Вы должны это знать для цвета, для правильного звука. Чтобы вы могли зайти внутрь звука кларнета, но ,одновременно, вести за собой звук всех трех инструментов.Я сейчас попробую сыграть начало с мягким и длинным диминуэндо…В последнем и в четвертом такте вы можете сделать немного больше диминуэндо, чтобы закончить пианиссимо…Немножко отделите Фа-диез пианиссимо в 5-ом такте, чтобы подчеркнуть, что мы закончили на неправильной ноте.

…Если вы хотите, вы можете сделать то же самое что и я. Когда вы занимаетесь, то пытайтесь дирижировать себе пальцем, чтобы попытаться понять чувство раздробления 3. Как я это сейчас сделал. И, может быть, один раз постарайтесь закончить на ноте До, чтобы понять, что могло быть. Например, когда вы занимаетесь двумя последними тактами, то вместо того, чтобы играть Фа-диез сыграйте До…

…Поэтому обращайте внимание на то, чтобы не ударять по клапанам и не поднимать пальцы слишком высоко. Это может уничтожить ваше легато…

…Здесь я играю без вибрато. Также я предлагаю играть в начале, когда играется это длинное диминуэндо. Когда флейта вступает в следующий раз, вы можете добавить вибрато, музыкального цвета. Потому что это то, что двигает вашу музыкальную линию, линию вашего соло…

…С начала триолей надо быть чуть больше солистом, чуть более ярче. Конечно, всё будет зависеть от дирижера: темп, динамика. Но вы должны заниматься над этим каким-то объективным способом и пытаться играть свою версию. На некоторых прослушиваниях, я думаю, что на самых серьезных прослушиваниях, они могут попросить вас сыграть самые разные вещи: Вы можете играть громче? Вы можете играть медленнее? Вы можете играть более стаккато (или менее). И если панель прослушивания действительно заинтересуется вами, они могут попросить вас сыграть соло разными способами, но вы должны представить свой вариант. И вы должны понимать, куда идет фраза, куда идет гармония, вы должны все знать…

…Я предлагаю вам играть со средним пальцем и добавлять мизинец для До-диеза. Это лучше для интонации. Она не так сильно занижает, как просто со средним пальцем. Это проще для контура звука…

…Есть что-то в цвете в оркестре. И флейта, действительно, может быть как бриллиант поверх оркестрового цвета или финальной точкой всех цветов. А часто может менять один цвет оркестра на другой. Хорошо, если влить наш цвет в другие инструменты. Например, в первой части с кларнетом и фаготом. И все три становятся новыми инструментами, с новым звуком…

…Важно вставить наши ежедневные упражнения, технические упражнения внутрь самой музыки. А, может быть и немного музыки в ежедневные упражнения, почему бы и нет?

…И, конечно, вы должны тренироваться, чтобы быть уверенными, что у вас достаточно воздуха до конца. Думайте о 9 тактах, а не о 8 плюс один. Ещё лучше, если у вас воздуха хватит на 9 или 10 тактов. Тогда, в ситуации прослушивания, вы будете уверены, с эмоциями, что у вас есть запас воздуха, по крайней мере, на 8 тактов плюс один.Единственное дыхание я беру здесь, на последней Ре, в пассаже с восьмушками…»