Выбрать страницу

К.СЕН-САНС — ВОЛЬЕР ИЗ КАРНАВАЛА ЖИВОТНЫХ — ТРЕЙЛЕР

видео урок Майкла Кокса, первой флейты симфонического оркестра Би-Би-Си, Англия

 

Для просмотра полного урока и доступа ко всем остальным урокам на сайте - оформите подписку

 

К.СЕН-САНС - ВОЛЬЕР ИЗ КАРНАВАЛА ЖИВОТНЫХ

на аудио запись симфонического оркестра радио Словакии

Состав оркестра: флейта, флейта-пикколо, кларнет, ксилофон, стеклянная гармоника, 2 фортепиано, струнные (2 скрипки, альт, виолончель, контрабас).

Дата сочинения: февраль, 1886 года

Первое представление: 26 февраля 1922  год

При жизни Сен-Санс не разрешил публичного представления, опасаясь за свою репутацию серьезного композитора

Отрывок текста видео урока Майкла Кокса: Вольер, Сен-Санс, удивительные соло из Карнавала животных. Но я думаю, что для первых флейтистов это одна из самых ненавистных вещей. Конечно, оно невероятно прекрасное и просто блестяще написано. Ну, не со всех  музыкальных точек зрения.

И прежде, чем вы начнете играть Вольер соло из Карнавала животных, вы сидите около двадцати минут. Просто сидите, ничего не делая. Вы слушаете, как кто-то ещё замечательно играет своё соло. Гораздо более простое соло, а вы сидите. Это одна из немногих вещей, которую лучше играть на прослушиваниях, чем в реальной жизни.

О флейте и птицах

Эта вещь о флейте и птицах. И это просто факт в жизни флейтиста, что композиторы нас всё время сравнивают с птицами. Время от времени это немного расстраивает, поэтому мы радуемся, когда играем что-то другое, например Брамса 4. Но, на самом деле, спустя много лет я понял, что мы очень хорошо изображаем птиц. Мы получили это право через концерты Вивальди.

Итак, говоря о Вольере. Сначала я бы организовал соло очень бесстрастным, очень понятным способом и заставил бы себя играть это в медленном темпе и всё легато. Ведь эта пьеса известна своей прекрасной мелодией, продолжительностью, равномерностью.

И вот пока вы спокойно играете, что, на самом деле странно. Но потом вы сможете поставить энергию поверх этого спокойствия. Если с самого начала энергии будет слишком много, то прежде, чем вы сможете это организовать, это расстроит всю вашу организацию.

И если вы начали спокойно, как я сказал, то можно начинать ускорять темп. Я учил бы это, разделив на маленькие секции, как эта. И тогда, возможно, я бы начал с середины группы.

Артикуляция

Теперь переходим к разговору об артикуляции. А что такое хорошая артикуляция? Самый простой ответ — это то, что хорошо звучит.

Музыканты слишком много думают: Что я делаю с моим языком? Что я должен делать с челюстью? Это всё уводит от того факта, что самая быстрая дорога — это воображение. У нас должна быть очень хорошая мысленная картина того, как это должно звучать.

Хроматические гаммы

Затем, когда дело доходит до хроматических гамм, то над ними надо заниматься как следует. Трудность заключается в том, что они действительно настолько быстрые, что для аудитории сложно воспринимать каждую отдельную ноту. Нужно заниматься ими ритмично, а, потом, потерять эффект этого ритма. Я бы занимался ими в группах из четырех нот. А, затем, убрал бы это чувство пульса. Но убедившись, что каждая нота отпечатывается в голове и что вы можете петь каждую ноту в то время, когда вы играете.

Вот такого рода эффект. Я долго не замечал, что в хроматической гамме не хватает одной ноты. Пропущена Ми-бемоль. Так что проверьте, что вы её, случайно, не играете.

Я всегда думаю, что когда нужно сыграть хорошее диминуэндо, то не нужно играть слишком тихо в начале. Это поддержит звук на всем пути вверх и вы сможете волшебно растаять в конце.

Альтернативная аппликатура

Когда люди используют альтернативные аппликатуры, я не слышу разницу. Поэтому, если я использую другую аппликатуру, то я пытаюсь имитировать звук настоящей аппликатуры. И я абсолютно нормально отношусь к людям, которые используют разные аппликатуры, если это звучит так, как нужно музыке. Конечно в пределах разумного. Надо поставить вопрос: А это слышно?  Если нет, тогда не делайте этого. Или постарайтесь сделать это лучше.