Выбрать страницу

К. ДЕБЮССИ, ПОСЛЕПОЛУДЕННЫЙ ОТДЫХ ФАВНА — ТРЕЙЛЕР

видео урок Алдо Баертона, первой флейты Королевского Национального симфонического оркестра, Бельгия

 

Для просмотра полного урока и доступа ко всем остальным урокам на сайте - оформите подписку

 

К. ДЕБЮССИ, ПОСЛЕПОЛУДЕННЫЙ ОТДЫХ ФАВНА

на аудио запись оркестра Philadelphia Orchestra

Дата сочинения: 1891 -1894 год

Первое представление: 22 декабря 189 года, Париж, оркестр под управлением Gustave Doret.

Отрывок текста видео урока Алдо Баэртона: Дебюсси, Послеполуденный отдых Фавна, конечно же, очень современная вещь. Представьте себе, что в начале 20-го века композитор использует флейту, чтобы начать оркестровое произведение и флейта играет абсолютное соло. Это революционно. Ещё Дебюсси для нас написал “Сиринкс”, что тоже очень необычно, потому что до него, последний серьезный композитор, который написал пьесу для флейты соло, был Карл Эммануэль Филипп Бах.

Таким образом, с помощью Дебюсси, флейта восстановила свое значение в начале 20 века. Так что это соло выдающееся не только для нас, но и для музыкальной истории.

Темп

Темп этого соло не очень понятен. У меня есть копия манускрипта, где написано 144. И это, скорее всего, относиться к восьмым, хотя это может быть и четверть с точкой в темпе 44. Так что если вы послушаете разные записи, то услышите абсолютно разные темпы.

Я думаю, что Пьер Булез играет это очень быстро, а Курт Мазур растягивает эту вещь до 12 минут. В записи на данном сайте очень красивое соло играет Джин Бакстрессер. Я бы посоветовал найти темп где-то посередине: 80–92. И, конечно же, темп здесь должен быть очень гибким. В начале можно играть немного медленнее, а потом, когда вступит весь оркестр, можно начинать ускорять. Во всех флейтовых фразах есть место для маневра. Вы должны начать соло с самой сложной ноты на флейте: До-диез. Эта нота и так уже не строит сама по себе. Но ещё имеет некий пустой оттенок, потому что вы не используете никакой аппликатуры. Здесь полностью открытое железо. Так что я предлагаю начать работать с этой первой ноты. Как вы её начнете? Будет ли чистая атака? Что можно сделать вот так (Показывает).

Дыхание

В наши дни многие думают, что если не сыграть это на одном дыхании, то соло не состоится. Я думаю, что много лет назад все брали дыхание в этом соло. И даже если вы сейчас, на концерте, возьмете дыхание, то это будет нормально. Но, на прослушивании, вы должны показать жюри, что вы обладаете хорошим дыханием и можете сыграть это на одном дыхании.

Если вы хотите взять дыхание на концерте или, если вам очень нужно взять дыхание на прослушивании, то у вас есть пара вариантов. Например, в первом или втором такте после Соль. Или, ещё один момент в 3-ем такте. Но это дыхание прерывает музыкальную линию и мне кажется, что самое лучшее место для дыхания – это после Си в начале 4-го такта.

Я предлагаю заниматься над дыханием с конца соло. Когда поднимается вопрос о контроле над дыханием, то я думаю, что большая часть этого вопроса зависит от психологии флейтиста. Если вы что-то начинаете, зная, что до конца вы вряд ли дойдете, то, конечно же, вы до конца не дойдете. Так что это психологическая проблема — страх не сыграть ноты. Поэтому, я советую, начать с самого конца, чтобы вы думали, что вы уже всё сыграли до самого конца. Занимайтесь вот так. (Показывает). И вы почувствуете себя комфортно, ведь вы смогли закончить фразу очень красиво и тогда можно добавить ещё одну долю. И вам все ещё комфортно и теперь вы знаете, что конец совсем не сложный. Так что теперь можно добавить весь предпоследний такт.

Работа над звуком

Этот отрывок обучает оттенкам в нашем звуке и я советую это соло транспонировать. Вы можете начать с ноты Соль и так далее. Потом сыграйте еще ниже, попытайтесь дойти самой низкой ноты. Я думаю, что если сыграть эту ноту в самых разных тональностях, то когда вы вернетесь к оригиналу, вы вернетесь к нему с более богатым понятием о цвете звука.