Выбрать страницу

И.С.БАХ — СТРАСТИ ПО МАТФЕЮ — ТРЕЙЛЕР

видео урок (барочная флейта) — Лиза Безносюк, профессор Королевской Академии музыки, Лондон

Для просмотра полного урока и доступа ко всем остальным урокам на сайте - оформите подписку

И.С.БАХ - СТРАСТИ ПО МАТФЕЮ

аудиозапись Венгерского национального симфонического оркестра

Дата сочинения: 1727 год, переработана 1736, 1743-1746 год

Первое исполнение: Страстная пятница 11 апреля 1727 года, Лейпциг

Состав исполнителей: сопрано, альт, тенор, бас, Евангелист (тенор), Иисус (бас), Петр (бас), Иуда (бас), Пилат (бас), Жена Пилата (сопрано), Первосвященник (бас), два Священника (басы), двойной хор, детский хор, оркестр, орган (возможно, два органа).

Отрывок текста из видео урока Лизы Безносюк:

«Я думаю, «Aus Liebe» это одна из самых красивых вещей в нашем репертуаре. Играть это есть и труд и дар и привилегия.Это произведение часто спрашивают на прослушиваниях. И я думаю, что прослушивания довольно сильно отличаются от реальной концертной ситуации. Особенно, если концерт состоится в церкви. Так что в плане прослушивания, в зависимости от оркестра, в который вы стремитесь попасть, от вас будут ожидать более менее знания контекста. Именно об этом я и хотела бы поговорить сегодня….

… Очевидно, что в этой прекрасной Арии вы можете показать качество вашего звука, музыкальности и фразировки. Но ведь в действительности это не соло. Это выглядит как соло, но это ансамбль, где мелодия флейты и сопрано переплетаются и зависят друг от друга. Так что будет хорошо, если вы проиграете на флейте вокальную партию, чтобы знать, что происходит. Я сама играла это с двумя флейтами просто как упражнение на уроке. При этом одна флейта играет линию сопрано, другая линию флейты. И тогда вы действительно научитесь как вам играть вместе. И это может изменить ваше мнение о некоторых частях фраз. Вы могли бы даже сыграть партию английского рожка на альт флейте, потому что самая нижняя нота — это нота Ля под нотным станом. Такое исследование механики произведения всегда полезно.Особенно, когда вы изучаете Баха… Часто Бах начинает эпическое произведение с простого трезвучия, а, затем, разрабатывает в одну сторону, потом в другую. И это, конечно, то, что здесь происходит…

…То, что нам здесь нужно, так это красивый звук, легато без всяких выпуклостей. И это сложно сделать на барочной флейте. Она неравномерна по своей природе. Но как раз это и привлекло меня, когда я начала на ней играть…Если у вас флейта, которая делает всё то, что она должна делать со всеми нотами и цветами, то это может вам дать идею насчет фразировки…

…Итак, есть спорный вопрос, почему Бах написал эту Арию в Ля миноре. Сделал ли он это из-за того, что флейта придает этому определенный цвет или потому, что структура тональности этих Страстей уже предопределена? А здесь вся вещь начинается в Ми миноре и переходит в Ми мажор в конце первой части. Вторая часть начинается в Фа диез миноре и это тональность Жертвоприношения на Кресте. А Ля минор был написан специально для нас. Нам так нравится думать. Но, на самом деле, так думать неправильно, потому что это часть структуры. Ля минор — это хорошая тональность. Я вам сейчас продемонстрирую Ля минорную партиту. (Показывает)…

…Ми – это тоже слабая нота, но, в этот момент, это помогает, потому что английский рожок переходит на Си-бемоль и можно сказать, что флейта плывет поверх этих гармоний, как лист по воде…Я думаю, для того чтобы придать этой вещи небесные эфирные свойства, вы должны играть легким звуком, а не плотным и серьезным. Есть пару мест в Арии, где можно начать играть таким звуком. Но флейтист должен заманить слушателей в очень особое музыкальное пространство, а не пытаться произвести впечатление. И, обычно, в этот момент, в Страстях, вы можете успокоится и впустить слушателей во внутрь…

…Достаточно сложно играть одному, потому что музыкант внутри нас всегда хочет что-то доказать. Хочется многое сделать и многое можно сделать, но нам нужно сдержаться…

…Некоторые форшлаги во флейтовой партии не залигованы в манускрипте у Баха. Означает ли это, что он не хотел лигу? Я так не думаю. Но вы можете попробовать сделать легкую артикуляцию, скажем, если вы играете в церкви…Но не забывайте, что каждая лига как бы приглашает вас сделать маленькое рубато, но, конечно же, в четком чувстве структуры ритма. Дыхание должно быть быстрым, потому что вы должны создать ощущение бесконечной фразы…

…Все интервалы в музыке барокко наделены эмоциональной силой в соответствии с правилами риторики. И Бах использует, особенно минорные и уменьшенные интервалы в этой Арии, чтобы выразить различную степень пафоса, печали, страсти, торжественности и скорби…»