Выбрать страницу

И. С. БАХ — СТРАСТИ ПО ИОАННУ — ТРЕЙЛЕР

видео урок барочной флейты — Лизы Безносюк, профессора Королевской Академии музыки, Лондон

 

Для просмотра полного урока и доступа ко всем остальным урокам на сайте - оформите подписку

 

И. С. БАХ - СТРАСТИ ПО ИОАННУ

на оркестр Scholars Baroque Ensemble

Дата сочинения: 1724 год

Первое представление: 7 апреля 1724 года, в Страстную Пятницу в соборе Святого Николая, в Лейпциге.

Отрывок текста видео урока Лизы Безносюк: Ария Ich Folge из “Страсти по Иоанну.” Здесь и сейчас я играю по нотам издательства “Barenreiter”, хотя до сих пор существует рукописный оригинал Баха.

Надо отметить, что не всё это было написано рукой Баха. После многих концертов были доработки. Так что лиги не согласуются, но я думаю, что для флейтистов Бах оставил много указаний, что даже если он не написал лигу в каком-то определенном такте, значит он написал её в подобном такте чуть позже. Есть смысл сыграть её в обоих случаях.

Приношу свои извинения фанатам, тем, кто думает, что нужно играть то, что написано в нотах. Я думаю, что Бах был очень занятым человеком, и у него на это просто не хватало времени. Но, конечно же, нужна рассудительность и здравый смысл, чтобы принять правильное решение насчет этих лиг…

Я бы сказала, что в этой Арии существует пять больших проблем. Первая — это ритмическая структура. На протяжении всей Арии, особенно в самом начале, клавесин не играет главную долю, так что её должна дать флейта. Мы играем закругленную форму из шести нот, которая дает структуру, а клавесин играет на слабые доли. Хотя, иногда, эти роли меняются.

Эту Арию играть намного легче, если она идет быстрее. Но если певец захочет петь её медленнее, то всё несовершенство вашего ритма выходит наружу.

Существуют различные трюки для занятий. И, конечно же, один из них — это пунктирный ритм. И, потом, тоже самое, только задом наперед. Любое занятие такого рода покажет вам ваши недостатки. Особенно в звуке.

Нам нужно быть очень гибкими со струей воздуха и быть чуткими с нашей кросс аппликатурой. Потому что, в противном случае, ноты будут извлекаться с толчком или будут слишком заметны своей слабостью. Нам нужно гармонировать звуком с Си бемоль мажор. Не пытайтесь заставить вашу флейту это сделать. Вы не можете заставить её делать то, что она не может делать. (Показывает).

Не дуйте слишком сильно, потому что это приведет к проблемам с интонацией и не покажет, как надо делать лиги, которые написал Бах. Ария моделирует в разные тональности и, к сожалению, они все не простые.

Мы себя чувствуем на коньках. Потому что постоянно адаптируем нашу струю воздуха для этих тональностей. Конечно, на флейте системы Boehm это легче сыграть. Но, может быть, элемент этого чувства на коньках можно ввести в исполнение на современной флейте и создать тот эффект, который Бах хотел услышать от флейты того времени?

Поскольку Ария требует, чтобы оба флейтиста играли в унисон, то очень важно, чтобы было идеальное сочетание звука и фразировки…Не должно быть того, что первая флейта солирует, а вторая следует за ней. Нужно, чтобы оба флейтиста, как будто бы, держались за руки и следовали по Арии вместе. Я бы сказала, что важна сумма, а не её части…

Эта тональность, особенно на барочной флейте, идет рука об руку с осторожной струей воздуха и с чутким слухом. Я думаю, на современной флейте такие проблемы тоже существуют, но не в таком масштабе…

Проблемы игры этой Арии на барочной флейте, не включая аппликатуру и цвет нот, это интонация. Нужно проинтонировать как можно лучше. Один из способов занятий дома такой. Когда вы занимаетесь чем угодно, вы можете включить ваш тюнер, чтобы он играл вам ноту, скажем, Фа и (Показывает).

У вас теперь есть точка, от которой вы можете оттолкнуться, а не придумывать что-то в голове. А потом, когда вы дойдете до Соль минора, то можете поменять ноту тюнера на Соль или на Ре. И поймёте, что вы должны сделать, чтобы сыграть все чисто. Лично мне не помогает смотреть на табло тюнера. Потому что он все время говорит, что мы не правы. Никто не может играть идеально чисто всё время. Но, когда вы играете с кем-то, у вас есть эта точка отталкивания, которая очень важна, если вы действительно слушаете.»