Выбрать страницу

Д.Шостакович — Симфония № 7 — ТРЕЙЛЕР

видео урок Дениса Лупачева, первой флейты оркестра Мариинского театра

 

Для просмотра полного урока и доступа ко всем остальным урокам на сайте - оформите подписку

 

Д.Шостакович - Симфония № 7

на аудио запись оркестра Мариинского театра

Ноты закрыты для общего доступа авторскими правами. Вы сможете их увидеть, когда оформите подписку.

Дата сочинения: декабрь 1941 год

Первое представление: 5 марта 1942 года в в театре оперы и балета города Куйбышев с оркестром Большого театра ( который находился там в эвакуации) под управлением Самуила Самосуда.

Состав оркестра: 2 флейты, альтовая флейта, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, кларнет-пикколо, бас-кларнет, 2 фагота, контрафагот, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, 5 литавр, треугольник, бубен, малый барабан, тарелки, большой барабан, тамтам, ксилофон, 2 арфы, рояль, струнные.

Отрывок текста видео урока Дениса Лупачева: Шостакович, симфония номер 7. Все, конечно, знают, что Симфония была написана в период Второй мировой войны и у неё есть название: Военная симфония. Многие упрощенно думают, что там идет речь о нашествии фашистских войск и о борьбе с ними. И что это героическая музыка. Отчасти это так. Действительно, впервые симфония была исполнена в блокадном Ленинграде. И, действительно, основная тема — это война. Но мне кажется, что эта симфония о человеке, о победе Духа. О том, что ни смотря ни на что, человек должен оставаться человеком. Ему всегда присуще чувство любви. И мне кажется, что соло флейты из 3 части симфонии как раз об этом. Об отношениях обычных людей, которые несмотря ни на что остаются людьми…

…Главная сложность этого соло в том, что там очень много пауз. И разогревшись вначале симфонии, вы, в течении приблизительно 20 минут, остываете, остываете и остываете, а оркестр играет всё тише и тише. И перед вами два такта до вступления, которые дают вам темп (Показывает).После этого вы вступаете. Здесь самое главное сохранить хладнокровие, спокойно взять дыхание и начать ноту Си таким образом, чтобы оттолкнуться от неё…

…Простая рекомендация. Когда вы видите, что фраза идет вниз, нужно играть более прозрачным звуком и чуть больше экономить дыхание, перед тем как опять взлететь наверх…

…Перед тем как вы продолжите соло и к вам присоединится ваш коллега, вы должны правильно снять ноту и компактно взять дыхание, чтобы остаться в том же темпо ритме и при этом восполнить запасы воздуха ваших легких…

…Дальше у нас эпизод, в котором мы можем чуть-чуть сэкономить дыхание и играть тем же прозрачным звуком перед тем, как у нас будут очень интересные восьмушки за два такта до 115 цифры.(Показывает). Нужно показать это нерешительное состояние. Идете вы в эту сторону или в другую. Это состояние тревоги, после которого вы переходите к заключительной части вашего соло. Но это, конечно, не конец всей той огромной мысли, которую написал Шостакович. Но, в данный момент, вы на первом плане и передаете мысли композитора…

…Дальше у нас эпизод, где мы последний раз выходим наверх и прощаемся со слушателями. Здесь тоже очень важно распределить дыхание. И на восходящих восьмушках, действительно, по-настоящему, выйти наверх. (Показывает).Когда мы выходим на ноту Ми, можно сделать крещендо и диминуэндо, но мне кажется, это будет слишком пёстро. И мне кажется, что вот эти три такта, когда вы тянете нотку Ми наверху, лучше приберечь ваши силы с тем, чтобы поддержать дыханием переход на самую верхнюю нотку средней части соло — Фа -диез…»