Выбрать страницу

Д.Шостакович — Симфония № 15 — ТРЕЙЛЕР

 

видео урок Дениса Лупачева, первой флейты оркестра Мариинского театра

Для просмотра полного урока и доступа ко всем остальным урокам на сайте - оформите подписку

Д.Шостакович - Симфония № 15

аудио запись оркестра Мариинского театра

Ноты закрыты для общего доступа авторскими правами. Вы сможете их увидеть, когда оформите подписку

Дата сочинения:  1971 год

Первое представление: 8 января 1972 года

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, кастаньеты, деревянный брусок, бич, томтом (сопрано), военный барабан, тарелки, большой барабан, тамтам, колокольчики, челеста, ксилофон, вибрафон, струнные.

Отрывок текста видео урока Дениса Лупачёва:

«Дмитрий Шостакович, симфония номер 15, первая часть. Большинство музыкантов, когда видят эту часть, не совсем правильно воспринимают характер этой музыки. Это последняя симфония, которую написал Шостакович, будучи уже тяжело больным человеком. И это не изображение юности и противопоставление её опыту возраста. Это скорее всего воспоминание умудренного жизнью человека о своей жизни, начиная с юношеских лет до преклонных. Поэтому, когда вы видите точки над восьмушками — воспринимайте это несколько отстраненно, как будто это находится за туманом прожитой жизни. Если вы посмотрите обозначение темпа этой часто, то это Allegretto. Даже есть метроном-120. Это уже совсем не быстрая и не бодрая музыка. Есть запись Геннадия Рождественского, который являлся пропагандистом музыки Шостаковича, сделанная в 1984 году. Там он берет совершенно невозможный быстрый темп. Единственное у меня объяснение — это то, что запись была произведена на виниловую пластинку, у которой продолжительность 45 минут. А симфония идет более 50 минут…

… Темп первых двух тактов соло ограничивает треугольник. Вы должны отталкиваться от этого темпа. Это ваш метроном. Первые три ноты — это две шестнадцатые и восьмушка. Они залигованы. И точка под лигой не должна вас спровоцировать быстро снимать эту ноту. (Показывает). Чтобы у вас не было «подбрасывания»…

… Мы переходим в нижний регистр. Многие, когда видят нижний регистр, пытаются показать свой богатый звук и начинают передавливать. (Показывает). Я бы порекомендовал сохранять холодную голову и стараться сохранять тот же самый однородный темп, выстроив его со второй октавы и построив мостик вниз, чтобы у вас все нотки звучали однородно. Здесь ваша задача пока ещё сохранять тот настрой, который у вас был в самом начале. (Показывает). Для того, чтобы нота До бралась стабильно, вы должны перейти в неё чуть-чуть заранее, может быть даже на мили секунду раньше метронома. (Если у вас есть чёткое ощущение метронома). И тогда она зазвучит в тот момент, когда наступает доля…»