Клаудия Штейн, флейта, оркестр, первая флейта

Клаудия Штейн, первая флейта Berlin Staatskapelle

Современная музыка

Мне посчастливилось еще в специальной музыкальной школе встретиться с композиторами и буквально «повзрослеть с ними», так что современная музыка была естественной частью моего прошлого. Когда мне было 15, мой одноклассник John Rausek написал пьесу, посвященную мне.

Позднее, я познакомилась со студентами и преподавателями композиторского факультета Дрезденской консерватории, и эти отношения продолжаются и по сей день. Такие авторы, как Gisbert Näther и David Robert Coleman написали специально для меня 3 пьесы для флейты и фортепиано и пьесу для флейты и электроники, которая называется “For Claudia” и новую аранжировку Концерта для флейты с оркестром И. С. Баха в Ре миноре.

Я, естественно, любопытный человек, люблю открывать для себя новые вещи. Новая музыка дает возможность объединить новое с уже знакомым и открыть новые перспективы и направления. Вот это меня завораживает. Я люблю проецировать свою собственную личность в музыку и делать её моей «собственной». Это относится ко всей музыке. Однако, в новой музыке это особая проблема, поскольку часто требуются новые методы исполнения. Я всегда чувствую глубокую ответственность перед нотацией или текстом композитора.

В современной музыке я чувствую особую свободу и способность делать вещи по своему. Меня это вдохновляет и позволяет найти новый подход к традиционной музыке.

Разные методы исполнения расширяют возможности инструмента, но после такого их использования трудно бывает вернуться к исполнению Моцарта. Это, безусловно, вызов для интеграции этих стилей.

Мне посчастливилось работать в тесном контакте с композиторами, писавшими для меня. Gisbert Näther слушал многие мои концерты до того, как написал для меня «Концерт для флейты». Я попросила у него длинные кантилены и некоторые проходы, требующие кругового (циркулярного) дыхания.

Когда John Rausek написал для меня пьесу «Империя любви», мы долго обсуждали содержание, технику игры и даже спорили о вещах, к которым я относилась скептически. Иногда он убеждал меня, а иногда я его. Это было интенсивное сотрудничество.

Мое самое долгое сотрудничество было с англо-немецким композитором и дирижером David Robert Coleman. Поскольку он также является отличным дирижером и пианистом, мы часто выступали вместе и вдохновляли друг друга. Мы до сих пор находим новые идеи и проекты, которые оставляют свой след в его композициях.

Например, его «Три пьесы для флейты и фортепиано» отражают Вайнберга, ведь мы работали над «Концертом для флейты»Вайнберга вместе. Мы вместе философствуем, говорим о жизни и разрабатываем новые идеи, некоторые из них более реалистичны, а, другие, менее. Я многому научилась у Давида и надеюсь, что он скажет то же самое обо мне.

Изучение новых произведений

Для меня изучение нового произведения это всегда то же самое, что учить Сонатину Булеза. С первого взгляда я думаю: «О мой Бог, неужели я когда-нибудь буду играть это!» Но надо сохранять спокойствие. Сначала я пытаюсь сформировать картину целиком, а затем разделяю её на разделы.

  • Где структура?
  • Какие разделы повторяются?
  • Какие такты особенно сложные?
  • Какие части ритмически сложные?
  • Какие игровые приемы являются новыми, а какие я уже знаю.

Многие современные произведения трудно читать, потому что текст незнакомый. В этом случае важно проанализировать текст перед тем, как взять в руки флейту. Когда я беру в руки, например, произведение Sciarrino, то это все о технической игре. Здесь речь идет о том, что мы должны услышать и как мы можем добиться этого технически.

У меня есть друзья, которые являются специалистами в области современной музыки, кому я могу позвонить, встретиться и попросить совета. Не все ноты являются практичными или работают. В общем надо посоветоваться с другими флейтистами.

Оркестровая работа

Мне было 23 года, когда я прошла прослушивание на место первой флейты оркестра Берлинской государственной Капеллы. Я никогда раньше не играл на первой флейте в опере. Я получила отличное образование в Дрездене, где было необходимо играть в оркестрах . Я замещала вторую флейту в Дрезденской Staatskapelle, когда мне было 20 лет, и часто играла вместе с моим учителем проф. Eckart Haupt, который был первой флейтой.

Я думаю, что в процессе моего обучения было важно, чтобы у нас было много возможностей играть в камерных концертах, сдавать экзамен каждые полгода в строгих условиях конкурса. И мы начали изучать оркестровые отрывки в раннем возрасте с первым флейтистом Gerhard Schone. Он всегда расказывал нам истории и давал психологические картинки отрывков, которые очень помогали.

Молодые музыканты должны как можно чаще проводить прослушивания, чтобы практиковаться спокойно и концентрированно.

В Берлинской государственной Капелле широкий выбор репертуара, и это особая задача, чтобы репетировать Sciarrino утром, а затем играть концерт вечером с Шубертом или Вагнером. Маэстро Баренбойм много лет формирует и руководит оркестром, как никто раньше. Играть с ним очень вдохновляет, так как он объединяет в себе музыкальность, дух и дисциплину в одном человеке. Это здорово, и я многому научилась за эти годы.

Между камерными, оркестровыми и сольными выступлениями я должна, конечно, адаптироваться.

В сольных концертах мне приходится играть гораздо свободнее, чем в оркестре. В оркестре мне нужно больше дисциплины и гибкости, но в моменты соло я могу использовать опыт сольной и камерной музыки. Камерная музыка очень важна для меня, потому что здесь можно многому научиться и это очень весело. Опыт в камерной музыке помогает в оркестровой игре и в сольных концертах.

Преподавание флейты в Академии Баренбойма - Саида - это место, где не только стремятся формировать хороших музыкантов - инструменталистов. Все студенты должны изучать философию, и, поверьте мне, они много работают над философией.

Это означает, что они будут играть музыку по-другому, это не просто умение. Академия хочет соединить арабских, еврейских и христианских студентов через музыку и философию. Они должны играть и обсуждать все вместе. Это очень интересно и наполнено надеждой.

Академия оркестра, как и Академия Берлинской государственной Капеллы, является лучшей платформой для подготовкой для формировании молодых музыкантов. Здесь молодежь может играть в очень хорошем оркестре рядом с лучшими музыкантами и иметь помощь наставников, которые дают им навыки подготовки к выступлениям.

Наш опыт заключается в том, что почти все наши академики могут получить хорошую оркестровую позицию после работы с нами.

Если мы выбираем новых академиков, мы ищем следующее:

  • Первое - это общий уровень
  • Основы О. К.?
  • Совместим ли звук с нашим оркестром,
  • или звук может быть совместим после нескольких недель работы?
  • Является ли ученик гибким, и какова реакция, если мы просим его играть другим способом?
  • Чему они могут у нас научиться?

Для того чтобы подготовиться к оркестровым прослушиваниям, я предлагаю заранее организовывать прослушивания себя для друзей и преподавателей как можно чаще. Необходимо знать целые пьесы, если вы играете оркестровые отрывки. И вы должны знать, как вы хотите это играть и с каким характером.

Начинайте как можно раньше работать над оркестровыми отрывками. Играйте как можно больше камерной музыки и постарайтесь принимать участие в оркестровых проектах. Думаю, что лучшая подготовка - это практические задачи. Я играла много камерной музыки, когда начала играть на флейте.

Когда я была ребенком, мы играли в больницах, домах престарелых, и так далее. В то время это было нормально и организованно школой. Я думаю, это было очень полезно. Камерная музыка-это особенно полезно для оркестровой игры. Ведь здесь нужна отличная интонация.

 

Видео сольного выступления Клаудии Штейн 

Интервью

Экс-первой флейты филармонического оркестра Лос-Анджелеса ДЖИМА УОЛКЕРА:

"Невозможно разделить знаменитого солиста, камерного музыканта или солиста оркестра. Основы универсальны для всех и без них ни один музыкант не сможет функционировать на высоком профессиональном уровне. А после того как вы пройдете основы ( это и специфический, персональный звук и отличная техника, ритм, интонация, экспрессия и динамика), которые являются отличительными характеристики замечательного оркестранта, то нужно сделать что-то еще большее в личном аспекте." Читайте дальше>>>>

Видео урок на нашем сайте

Видео урок экс-первой флейты филармонического оркестра Лос-Анджелеса ДЖИМА УОЛКЕРА. Оркестровые трудности для флейты Брамс Симфония № 1