известный флейтист

Татьяна Янковская, первая флейты театра оперы и балета г.Новосибирска

 

Татьяна Янковская, первая флейта оркестра театра оперы и балета Новосибирска, третьего по величине города России, после Москвы и Санкт-Петербурга.

Это единственный театр в нашей стране, который строился во время Второй мировой войны. Открытие театра состоялось 12 мая 1945 года премьерой оперы Глинки “Иван Сусанин”.  Для сегодняшнего дня зрительный зал на 1762 места – впечатляет, но ведь еще был построен и концертный зал на 375 мест. Наш сибирский Большой театр с самого первого дня своего рождения развивается и расцветает многими интересными проектами.

КОГДА И КАК НАЧАЛАСЬ ВАША РАБОТА В ОРКЕСТРЕ ТЕАТРА? 

Мой опыт в оркестре длится уже более 20 лет, начинала я на второй флейте и на флейте-пикколо, а с 2007 года я концертмейстер группы флейт. В 2003 году в нашем театре начал работать молодой греческий дирижер Теодор Курентзис.

В 2003 году в нашем театре начал работать молодой греческий дирижер Теодор Курентзис. Его первой работой в театре стал балет Стравинского "Поцелуй феи" в постановке Аллы Сигаловой.  Это была интерпретация персонажей и музыки хореографом Сегаловой. Ее можно принимать, не принимать, но она такая, какая есть. И запомнилось отношение Теодора к Стравинскому: “… Стравинский доказал, что Россия это не только водка, Достоевский и Толстой, а что-то иное. Он как бы освятил новые пути эстетики в мировом искусстве и до сих пор его считают не классиком, а современным композитором, который удивляет…”

Затем последовала современная интерпретация оперы  "Аида" Дмитрием Черняковым и Курентзисом -  она как никогда разделила зрительный зал на поклонников и противников, но, при этом, все без исключения признавали талантливое исполнение. Это была масштабная постановка, которую мы представили на театральном фестивале “Золотая маска” в Москве. Мы возили и возим много спектаклей в Москву, но та поездка особенно запомнилась огромными декорациями, Кремлевским Дворцом съездов и репетициями по 12 часов ( мы выходили оттуда в 3.30 утра!).

Еще запомнились "Кармен" Бизе, эту оперу даже кто-то в прессе назвал: “Сибирская Кармен”. Она была исполнена оркестром и труппой нашего театра на сцене Большого в Москве и на сцене Мариинского театра в Санкт Петербурге. Все тогда находились под большим впечатлением от постановки, от ауры на сцене, от того как работает хор, оркестр. На сцене действительно ощущалась естественная жизнь.

Это была  "фишка" Теодора - отдельные занятия с солистами оркестра как с оперными певцами.

Особенно запомнилось, как  каждый раз перед третьим действием, в начале которого звучит знаменитый “Антракт”, меня и первого кларнетиста по трансляции вызывали "срочно” в кабинет главного дирижера. Мы бежали и еще раз проходили все соло. Это была  "фишка" Теодора - отдельные занятия с солистами оркестра как с оперными певцами.  Он считал (считает?)), что солисты оркестра и оперы равны, и требовал от певцов инструментальной четкости. Голос певца должен был звучать как солирующий инструмент оркестра. Мы много ездили с симфоническими программами.

Приглашенные оркестранты из филармонического оркестра сидят как рыбы - молча, открыв широко глаза и рот. Потом начинается небольшое соло флейты и я пою его одна-одинешенька, и тут уже и филармонисты запели)))

Например, в Афинах в 2007 году куда мы возили Шестую симфонию Чайковского для усиления состава оркестра были приглашены музыканты из Новосибирского филармонического оркестра. Теодор частенько на репетициях просил оркестрантов спеть свою  партию, чтобы лучше проинтонировать, почувствовать фразу и т.д.

И вот, представьте, идет одна из последних репетиций перед гастролями, он пытается объяснить, как ему хотелось бы, чтобы это прозвучало, и просит это спеть. Наши струнники, (уже наученные)), бодренько так затягивают начало первой части, он дирижирует с упоением - наконец-то получается!  Приглашенные оркестранты из филармонического оркестра сидят как рыбы - молча, открыв широко глаза и рот. Потом начинается небольшое соло флейты и я пою его одна-одинешенька, и тут уже и филармонисты запели))).

Для нас в Новосибирске это было явление… Когда он уехал, уехали многие музыканты, которые с ним работали, было полное впечатление, что я вышла из скорого поезда…

А когда "вступили" валторны, начался хохот - они просто стали свои сигналы кричать на два форте. Если у Вас будет минутка, послушайте начало Шестой симфонии – станет понятно что происходит))) Вообще я много рассказываю про Теодора в прошедшем времени, но он жив-здоров, много работает и творит.  Я его не видела и не общалась с ним почти 5 лет, правда была с сыном в Германии два года назад и ходила в Берлине на концерт, где он дирижировал - nostalgie... Для нас в Новосибирске это было явление… Когда он уехал, уехали многие музыканты, которые с ним работали, было полное впечатление, что я вышла из скорого поезда…

ТЕАТР - ЭТО ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ И МЫ ВСЕ ЗНАЕМ, ЧТО ЖИЗНЬ В НЕМ НИКОГДА НЕ МОЖЕТ И НЕ ДОЛЖНА ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ

Да, это так. Жизнь в театре продолжается с новым молодым дирижером Айнарсом Рубикисом (Латвия). Продолжается работа с музыкой Стравинского. Для постановки балета “Весна Священная” в прошлом сезоне был приглашен хореограф из Франции Патрик де Бана.

Запомнились концерты прошлого лета Open-air – летним вечером на площади пред театром исполнялись всем известные поп и рок музыка в качественном звучании симфонического оркестра. Запомнились концерты, где мы исполняли "Военный Реквием" Бриттена, “Месса” Бернстайна, произведения Аарона Копленда, Четвертую Симфонию Гласса.

Большое место в моей жизни занимают концерты камерной музыки артистов нашего оркестра. Цикл камерных концертов в фойе театра “ Музыка для нас” проходят в необычных форматах, что позволяет  раскрыть весь творческий потенциал оркестрантов и способствует, конечно же нашему совершенствованию.

КОНЕЧНО ЖЕ НАМ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО ВАШЕ МНЕНИЕ О НАШЕМ ПРОЕКТЕ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ОНЛАЙН РЕСУРСЕ ДЛЯ ФЛЕЙТЫ, САЙТЕ WWW.PRINCIPALCHAIRS.RU

Сайт www.principalchair.ru  я воспринимаю как новое творческое явление в музыкальной жизни, в частности в Сибири. Географически мы находимся далеко от столиц, от европейских мастер-классов и до самого недавнего времени узнавали о новых исполнительских приемах, традициях с большим опозданием. Сейчас, конечно же, чаще приезжают европейские музыканты, ведущие педагоги.

А теперь вот и в Интернете можно найти такую бесценную информацию на таком сайте как Ваш!

А теперь вот и в Интернете можно найти такую бесценную информацию на таком сайте как Ваш! В Сибири, я думаю, эта идея дополнительного онлайн образования бесценна и актуальна как нигде! Вспоминая начало своей карьеры в оркестре, я хотела бы, чтобы этот сайт появился в мои студенческие годы, представляю, насколько бы он облегчил мою жизнь! Самое бесценное – это информация.

Разве можно упустить такую возможность, чтобы не посмотреть как флейтисты известнейших европейских оркестров объясняют и показывают технические и музыкальные моменты с русскими субтитрами!

Конечно же, такого рода информация как на вашем сайте очень важна в студенческие годы, когда нужно и есть время для изучения оркестрового репертуара, и вообще есть время))). Но как важно осознавать и для оркестранта, что нельзя останавливаться в обучении в профессии. К сожалению, не у всех и не всегда хватает времени и сил....Но я собираюсь использовать сайт для  обучения своих учеников и повышения своей собственно квалификации. Разве можно упустить такую возможность, чтобы не посмотреть как флейтисты известнейших европейских оркестров объясняют и показывают технические и музыкальные моменты с русскими субтитрами!

В НОЯБРЕ ПРОШЛОГО ГОДА НАМ УДАЛОСЬ ПОСЕТИТЬ НОВОСИБИРСК И ВООЧИЮ УВИДЕТЬ СОВЕРШЕННО НЕОБЫКНОВЕННУЮ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННУЮ МУЗЫКАЛЬНУЮ ШКОЛУ ПРИ НОВОСИБИРСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ. ЧТО ДЛЯ ВАС ЗНАЧИТ ЭТА ШКОЛА?

Работа в средней специальной музыкальной школе-лицее при Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки занимает важное место в моей жизни,  я работаю там уже 5 лет. Директором нашей школы является настоящий подвижник и невероятно талантливый человек - Александр Тихонович Марченко. Благодаря его усилиям и таланту кроме того что выстроено прекрасное и огромное здание школы с концертным залом, создана и внутренняя атмосфера для развития творческих способностей и детей и преподавателей.

Школа предполагает 11-ти летнее общее и специальное музыкальное образование и имеет ту же структуру, что и известные специальные музыкальные школы в Англии ( “Purcell” и “Chetams”) и в Москве (Гнесинская десятилетка и Центральная музыкальная школа при Консерватории). Наша школа известна в Европе тем, что ее в свое время закончили такие известные скрипачи как Вадим Репин и Максим Венгеров.

Благодаря Александру Тихоновичу создан Фонд поддержки школы - некоммерческий благотворительный фонд "Юные дарования Сибири", на средства которого осуществляются многие проекты для учащихся школы. Например, при поддержке Фонда в нашей школе проходит Открытый Всероссийский конкурс-фестиваль молодых исполнителей на духовых и ударных инструментах «Сибирские музыкальные ассамблеи», который раз в 3 года собирает удивительных музыкантов-педагогов и учащихся со всей России.

Но я считаю, что было бы большой ошибкой считать конкурсы самым важным делом в процессе обучения. Нельзя все ставить на эту карту, везде должна быть мера и здравый смысл...

В рамках конкурса проводятся мастер классы, концерты членов жюри и победителей конкурса. Конечно же, я считаю, что конкурсы необходимы и очень важны как стимул для занятий и совершенствования. Это  и опыт для будущей работы, которая постоянно проходит на конкурсной основе.  Но я считаю, что было бы большой ошибкой считать конкурсы самым важным делом в процессе обучения. Нельзя все ставить на эту карту, везде должна быть мера и здравый смысл...

МЫ НАСЛЫШАНЫ О ВАШЕЙ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ И ТАЛАНТЛИВОЙ СЕМЬЕ. РАССКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ПОДРОБНЕЕ...

У меня удивительная музыкальная семья. Отец моего мужа, Владислав Янович Янковский, заслуженный артист России, закончил Ленинградскую консерваторию и приехал в Новосибирск по распределению в симфонический оркестр Филармонии под управлением А. Каца. С 1990 года ведет класс кларнета и ансамбля в специальной музыкальной школе- лицее им. М.И. Глинки . С ним приехала и мама моего мужа, Елена Прокофьевна Янковская. Она сейчас профессор Новосибирской консерватории, домристка.

Владислав Янович является основателем и руководителем юношеского симфонического оркестра  Фонда "Юные дарования Сибири", его ученики работают в оркестрах и вузах всего нашего региона и страны в целом.

Мой муж Станислав Владимирович Янковский заслуженный артист России, концертмейстер группы кларнетов симфонического оркестра Филармонии, (где долгие годы работал отец), преподает в Новосибирской специальной музыкальной школе, которую когда-то закончил вместе со своим братом Данилой и был лауреатом всероссийских и международных конкурсов. В юности он был участником программы фонда "Новые имена", гастролировал с ними по  России и Европе. Его брат, Данила Владимирович Янковский, после окончания Консерватории в Красноярске закончил Высшую школу Музыки в Любеке (Германия) у Сабины Майер.

Сейчас он работает в Иркутске концертмейстером группы кларнетов в симфоническом оркестре Филармонии и заведует кафедрой в музыкальном училище. Мои дети, надеюсь, продолжат наши традиции. Старший сын учится в нашей школе по классу валторны.

И САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ, КАКИЕ ИДЕИ, ПЛАНЫ, СОБЫТИЯ ВПЕРЕДИ?

Творческие планы?  4 марта мне исполняется 40 лет!...)). Хочется отметить День рождения  концертом  “Вечер Дуэтов” - сыграть дуэты со всеми своими учениками, с сыночком и с мужем (кларнетистом). Конечно же, мои творческие планы не могут не совпадать с планами театра, с новыми постановками опер, балетов, симфонических концертов. В конце марта оркестр нашего театра примет участие в Транссибирском Арт-Фестивале – 2015, который будет проходить в Новосибирске с 22 марта по 5 апреля. Художественным руководителем Фестиваля является наш земляк, прославленный скрипач Вадим Репин. На сцене нашего театра будет представлен концерт “Чайковский – Гала”, где прозвучат “Вариации на тему Рококо” для виолончели с оркестром, Концерт для фортепиано с оркестром,  “Размышление” и “Вальс-скерцо” для скрипки с оркестром.

Интервью

первой флейты оркестра Мариинского театра Дениса Лупачева: "...В Париже образование узкоспециализированное. То есть, там круг предметов составляют специальность, “читка с листа” оркестровых партий (lecture a vue), камерный ансамбль, оркестр, два предмета, которые включают в себя анализ музыкальных форм, немножко гармонии и дополнительно два предмета на выбор. Самое главное, что в сольфеджио есть раздел “ритм”, чего совсем нет в российском образовании. И вот в этом основной плюс европейского образования..." Читать дальше>>>>


Интервью первой флейты оркестра Большого театра Николая Попова:"Ну, конечно, я, наверно, как и многие музыканты, весьма суеверен и верю, прежде всего, в удачу. На мой взгляд удача— очень важный момент в творчестве и в исполнительстве. Есть вещи, которыми руководят силы, нам неподвластные, увы... Но, из того, что нам подвластно, прежде всего, мне думается — это анализ. В исполнении любого произведения надо понимать и чувствовать его стиль. Ощущение стиля, знание истории и составляют культуру человека. Надо стараться быть аналитиком, сравнивать произведения между собой, интересоваться биографическими фактами из жизни композиторов." Читать дальше>>>>


пикколист оркестра театра оперы и балета Ковент Гарден - Кристофер Грин:"Очень интересно, когда наш оркестр садиться на концертную платформу, потому что неожиданная глубина звука просто ошеломляет. И мы понимаем, сколько усилий мы тратим на то, чтобы оркестр хорошо звучал в яме. Это очень заметно, если сесть в нашем главном зале и послушать любую оперу, вы услышите наш теплый бархатный звук и ни за что не услышите как нам трудно его извлекать." Читать дальше>>>