ремонт флейты

РЕКОМЕНДАЦИИ ОТ IAN MCLAUCHLAN, МАСТЕРА ПО ПРОИЗВОДСТВУ ГОЛОВОЙ ДЛЯ ФЛЕЙТЫ (ЛОНДОН):

Головка для флейты - это, наверное, самая личная часть инструмента. То, что хорошо для одного человека, может быть ад для другого. По этой причине нет жестких правил, как выбрать головку для флейты, но есть несколько рекомендаций, которые могут быть полезны. Существуют 4 основные вещи, о которых нужно помнить, когда покупаешь новый новую головку для флейты (мундштук):

  1.  Динамический диапазон
  2.  Артикуляция
  3.  Цвет звука
  4.  Проекция звука

Я поясню это кратко, по пунктам.

  • динамический диапазон. Хороший мундштук должен быть способен воспроизводить широкий динамический диапазон. Он должен играть очень громко во всех трех регистрах с хорошим качеством звука. Он также должен играть тихо во всех трех регистрах, и строй должен быть контролируемым. Умение держать интонацию - это важно. (Всегда сравнивайте результаты с существующим мундштуком, так как вы не можете ожидать, что новый мундштук вылечит ваши собственные игровые трудности!!)

НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОПРОБОВАТЬ ВСЕ ТРИ РЕГИСТРА

  • артикуляция. Сравните легкость получения хороших, чистых начал нот с существующим мундштуком. Играйте медленно  простые гаммы - это будет хорошим показателем. Попробуйте и громко и тихо во всех регистрах. Также попробуйте без языка, только диафрагмой. Это очень хороший тест.
  •  цвет звука: постарайтесь получить представление о диапазоне цвета. Сыграйте низкие, простые мелодии, такие как:  Форе " Павана " или " Аквариум " из " Карнавала животных", которые  направлены на полый, открытый звук. Идите вверх на одну октаву и посмотрите, можете ли вы создать такой же звук. Очень важно, чтобы мундштук был способен воспроизвести аналогичное качество звука во всех диапазонах.

Теперь попробуйте воспроизвести более трудный звук с большим количеством обертонов, опять же в разных октавах: Moyse “ 24 Легких мелодичных этюдов” № 10 – это идеально.

  • проекция: проверить намного труднее! Здесь полезна помощь друга. Некоторые мундштуки играют очень громко рядом с вами, но не слышны в задней части концертного зала. А другие, наоборот, рядом не звучат, но, издалека, звук кажется лучше, это и есть “проекция".

Если вы можете, возьмите мундштук домой на несколько дней, и используйте эту возможность, для того, чтобы попробовать его в большом зале. Выберите друга, на которого вы можете положиться, чтобы он мог дать хороший " музыкальный " совет. Струнники особенно хороши в этом, и, по моему опыту, не спрашивайте флейтиста! Спросите, какой мундштук  звучит громче в задней части зала, а также спросите какие звуки лучше? Струнник даст вам честный ответ, у флейтиста может быть слишком предвзятое мнение.

Мундштук не сможет компенсировать недостатки в вашей игре, только часы тщательных занятий смогут это сделать

Если Вы не можете попасть в зал, то будет лучше попросить кого-то, чтобы послушали вас через закрытую дверь. Какой звук самый громкий? Помните, когда пробуете мундштук, то рассматривайте их в сравнении. Мундштук не сможет компенсировать недостатки в вашей игре, только часы тщательных занятий смогут это сделать.

Но мундштук может дать вам потенциал, чтобы сделать больше вещей

Но мундштук может дать вам потенциал, чтобы сделать больше вещей. Занятия сделают их реальностью. Заключительным комментарием будет то, что если вы пробуете мундштуки и все время возвращаетесь к какому-то одному, то очень вероятно, это тот, который вы должны взять. Эта “первая реакция” обычно правильная!

ВЫ УЧИЛИСЬ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ РЕМОНТА ФЛЕЙТ И ПРОИЗВОДСТВУ МУНДШТУКОВ В КОРОЛЕВСКОМ СЕВЕРНОМ МУЗЫКАЛЬНОМ КОЛЛЕДЖЕ В МАНЧЕСТЕРЕ. КТО БЫЛИ ВАШИМИ УЧИТЕЛЯМИ, И КТО БОЛЬШЕ ПОВЛИЯЛ НА ВАС?

Да, именно так. Это было замечательное время, и главное, это люди, с кем я тогда познакомился. Моим первым   педагогом по флейте в Королевском Северном колледже был Тревор Уай. Тревор очень сильно повлиял на меня в плане идеи производства мундштуков и флейт.

Я принимал участие в работе международной летней школы, которая проходила в то время в Ramsgate. Главными педагогами там были Тревор Уай, Уильям Беннет, Джеффри Гилберт и Кейт Хилл, которые тоже в разной степени были увлечены производством мундштуков и флейт. Это было увлекательно слушать и говорить с этими людьми о флейтах и мундштуках (наряду со многими другими вещами!) и собирать мысли и советы о том, что людям нравится.

Увлекательно также было встретить многих других флейтистов, которые приехали со всего мира, и часто играли совсем в другом стиле.

Увлекательно также было встретить многих других флейтистов, которые приехали со всего мира, и часто играли совсем в другом стиле. И это означало, что они играли на мундштуках разного типа. Тогда же я встретил Джека Фрейзера, любителя - флейтиста и инженера. Он заядлый экспериментатор и сделал несколько очень красивых мундштуков из фосфористой бронзы, обычно изготавливаемых из сварной трубы. Тогда это был единственно доступный способ делать трубу из листа. Я провел много счастливых часов с Джеком, разговаривая о мундштуках. Его энтузиазм был заразителен.

В то время в колледже я также имел удовольствие встретиться и провести время с Альбертом Митчеллом, который работал на фабрике Boosey and Hawkes в то время, когда там  делались довоенные кларнеты марки 1010. Они были весьма почитаемые в течение многих лет, и я верю, что и поныне ценятся любителями этого инструмента. Когда я встретился с ним, он уже был на пенсии и работал дома, ремонтируя инструменты.

Его услуги пользовались большим спросом, и он был известен качеством своей работы. Именно он научил меня тому к чему нужно стремиться в ремонте инструмента и смог показать мне технику, которая передается через поколения мастерами Англии.

Он продвинул вперед искусство производства флейты

И, наконец, очень важно было встретить Alberta Cooper и Bick Brannen вместе с командой на заводе BrannenCooper в Бостоне.  Albert Cooper, кого я знаю, к сожалению, не очень хорошо, имел огромное влияние на весь флейтовый мир. Он радикально изменил мнение о флейте, как у производителей, так и у музыкантов. Он продвинул вперед искусство производства флейты, отбросив привычный метод производства вслепую, особенно в плане строя в эпоху переоценки ценностей. Он ничего не оставил необдуманным.

Если что-то и было проблемой во флейте, то, пожалуй, это были низкие нижние ноты, высокий До-диез и высокий верхний Фа-диез и т.п., и он с этого и начал исправлять флейту. Он сделал это и теперь флейтисты разговаривают и работают с производителями. Brannen попросил Alberta стать дизайн-директором Brannen Cooper FluteMakersCompany.

Я имел честь посетить фабрику в Бостоне, чтобы увидеть и понять, как работает завод по производству современных флейт. Способ производства мундштуков стал для меня  настоящим открытием и сильно повлиял на то, как я их делаю сейчас. Мои мундштуки - это настоящий микс эффективного способа производства Brannenс идеалами британских флейтистов и производителей. Поэтому я надеюсь, что я в состоянии производить уникальный продукт.

КАКАЯ САМАЯ ВАЖНАЯ ЧАСТЬ У МУНДШТУКА?

Честно говоря, нет ни одной конкретной части, которая была бы самой важной. Я думаю, что каждый аспект мундштука имеет существенное различие и, следовательно, нужно смотреть в целом. Очевидно, что дизайн и форма амбушюрного отверстия - это важная часть, но это может быть поделено на много переменных, на которые вам просто необходимо обратить внимание по очереди, но это выходит за рамки данной статьи, я думаю.

Большинству производителей я бы посоветовал делать здесь глубину примерно между 5 мм и 5.3 мм.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать обобщение о том, что изменение или иной аспект может сделать. Наиболее очевидным является, возможно, глубина амбушюрного отверстия. Большинству производителей я бы посоветовал делать здесь глубину примерно между 5 мм и 5.3 мм. В основном, чем глубже вы сделаете отверстие (которое, кстати, обычно измеряется по бокам амбушюрного отверстия на полпути между стенкой, куда ты дуешь и задней стенкой) тем сильнее будут низкие ноты, но сложнее будет получить высокие ноты.

Теперь надо сказать, что это так только в том случае, если вы не измените любой другой параметр. Эта проблема легкости игры верхних нот, конечно, может быть возмещена и другим способом. Например, используя другую переменную, может быть нужно подрезать заднюю стенку, или что-то еще, но это потом приведет к другим побочным эффектам.

Получение баланса всех этих переменных - это то, что делает мундштук уникальным для конкретного производителя

Получение баланса всех этих переменных - это то, что делает мундштук уникальным для конкретного производителя. Конус трубки и твердость имеют важное влияние на то, как звучит мундштук. Конус, в частности, будет оказывать влияние на общий строй флейты. Важно иметь в виду, что если интонация изменяется, то оптимальное место, куда нужно дуть в мундштук тоже измениться. Конус имеет большое влияние на баланс между октавами у мундштука. Материал мундштука влияет на то, как он играет, и на звук, который он делает.

На мой взгляд, нет "лучшего" материала. Мундштук – это дело личного вкуса. Я пробовал отличные мундштуки, приготовленные из самых доступных материалов: серебра, золота, платины, никеля, серебра и др. Но один из самых запоминающихся мундштуков, который я пробовал, был керамический, производства Chris Mckenna. Я пробовал его на флейтовой конвенции NFAсколько то лет назад и жалею, что не купил его. Он был синий!

Я в равной степени пробовал и плохие мундштуки из большинства материалов. Следовательно, наибольшее значение имеет то, как мундштук сделан, а не из какого материала. Конечно, сразу напрашиваются риторические вопросы: Что такое хороший мундштук? Есть ли действительно какие-то соглашения на этот счет?

ЧТО ТАКОЕ "КОНУС" И ЧТО ОН ДЕЛАЕТ?

Конус мундштука это насколько меняется внутренний диаметр от одного конца до другого. В целом стандарт основной части флейты 19 мм. Этот диаметр постоянный от нижней части мундштука до самого колена. Диаметр мундштука меняется от 19 мм там, где он входит во флейту и до 17мм на самом верху. Этот конус нужен особенно в 3-ей октаве, чтобы она была достаточно высокой.

Если у мундштука не было бы этого конуса, то 3-я октава была бы настолько низкой, что ее нельзя было бы использовать. Форма этого конуса равна тому насколько повышается 3-я октава. Длина этого конуса тоже очень важна. Самая нижняя часть мундштука, которая входит во флейту, должна быть параллельной, а то она будет просто выпадать из флейты. Конус на моих мундштуках немножко заходит в эту область, но мне кажется, что это помогает с интонацией в районе Ре второй октавы.

Конус, который я использую, немножко похож на тот, который использовал Bonneville. Характеристика этого конуса состоит в том,  что он не такой агрессивный как некоторые современные флейты. И поэтому 3-я октава строит немного ниже, но мне кажется, это помогает большинству флейтистов.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО МОЖНО "РЕЗАТЬ" МУНДШТУК, ЧТОБЫ ПРИСПОСОБИТЬ ЕГО К МУЗЫКАНТУ?

Если флейтист приходит ко мне и говорит, что он хочет, чтобы я сделал мундштук особенно сильным в нижнем регистре, или очень устойчивым для игры и т.д., то эти характеристики, как правило, могут быть заложены в мундштуке.

Если флейтист приходит ко мне и говорит, что он хочет, чтобы я сделал мундштук особенно сильным в нижнем регистре, или очень устойчивым для игры и т.д., то эти характеристики, как правило, могут быть заложены в мундштуке. Это,однако, опасная игра. Я делаю целый ряд мундштуков различного дизайна, которые, надеюсь, некоторым образом подойдут большинству флейтистов.

Мое первое предложение для флейтиста попробовать хотя бы один экземпляр каждого вида, чтобы понять, какой дизайн ему подходит больше всего. Если это получится, то для лучшего выбора нужно пробовать на нем играть некоторое время, и посмотреть, делает ли он то, что от него ожидается. Если это почти то, но все же есть предрасположенность у мундштука в сторону низких нот (например), то можно было бы сделать другой мундштук, очень похожий на тот, который он пробовал, но, возможно, сделать его немного глубже.

Это будет способствовать низким нотам, но это может ослабить верхний регистр. Беда здесь в том, что теперь мундштук не имеет стандартного дизайна и не может быть просто положен про запас, если игроку не понравится. По этой причине, любые нестандартные конструкции или настройки, которые необходимо выполнить по специальному заказу, должны быть оплачены. А после этого флейтист еще должен научиться играть!

Ведь так много мундштуков на рынке, должно быть что-то, что подойдет именно вам

У меня было много довольных клиентов, которые шли по этому пути, но я всегда рекомендую попробовать мундштук, прежде чем покупать его, тогда вы точно знаете, что вы получаете. Это наиболее безопасный маршрут. Ведь так много мундштуков на рынке, должно быть что-то, что подойдет именно вам. На этом этапе стоит отметить, что к любому новому мундштуку надо привыкнуть.

Вы может не сразу почувствовать себя в безопасности, чтобы играть на нем. Ежедневные занятия, как правило, лекарство от любых проблем на этом этапе, а не в том, чтобы искать разные мундштуки.

СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ТРЕБУЕТСЯ ВАМ, ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ МУНДШТУК?

Если я делаю мундштук с нуля, то это около двух дней. Это будет включать губку,  само тело, корону и пробку в сборе, подготовку деталей, их пайку, резку и озвучивание мундштука, а затем его полировку. Перепроверка-это важно, и я обычно делаю это на следующий день. Если требуются какие-либо настройки (что обычно и случается), то это делается в данный момент.

Однако, обычно, я делаю все не так. Для эффективного использования времени, я бы всегда делал одинаковое количество деталей в партии. Это быстрее, потому что инструменты настроены, и чтобы сделать одну конкретную работу и сделать, скажем, десять труб намного быстрее, чем делать их по одной. Еще один момент, который я должен принять во внимание состоит в том, что я не гравер.

Логотип, который ставиться на моем мундштуке сделал мой очень хороший друг, один из лучших граверов. Это всегда важно для меня, чтобы иметь группу труб, которые уже закончены, отполированы и отгравированы, чтобы потом можно было припаять губку и стояк в сборе и готово, мундштук готов для продажи.

ВЛИЯЕТ ЛИ ОТДЕЛКА СНАРУЖИ И ВНУТРИ МУНДШТУКА НА ТО, КАК ОН ИГРАЕТ?

Отделка снаружи это означает личную гордость и  это то, что люди видят прежде всего, прежде чем у них будет шанс попробовать играть. Отделка внутри  влияет на способ, как мундштук играет. Лично я считаю, что не до конца отполированный, немного матовый, мне кажется, дает немного лучший результат.

Я использую крутящийся момент с тряпкой, которая полирует поверхность внутри мундштука. Использование этого метода означает, что угол амбушюрного отверстия, где оно встречается с основным телом мундштука, может быть более острым, чем, если бы я доводил полировку до зеркального финиша. Это влияет на характеристику сопротивления. Все подробности на сайте: http://www.headjoints.co.uk

 

 


Московский Флейтовый Центр - директор - НИКОЛАЙ ПЛОТНИКОВ:

ОСНОВАТЕЛЬ И ДИРЕКТОР МОСКОВСКОГО ФЛЕЙТОВОГО ЦЕНТА: ОФИЦИАЛЬНЫй ДИСТРИБЬЮТОР ИЗВЕСТНЫХ ФЛЕЙТОВЫХ ФИРМ, ТАКИХ КАК DI ZHAO И ALTUS