ЛЕТНИЕ ПОСИДЕЛКИ:


О ЧЕМ ГОВОРИТ ПРОФЕССОР КОРОЛЕВСКОЙ АКАДЕМИИ МУЗЫКИ СО СВОИМИ СТУДЕНТАМИ?

shadow-ornament

МАЙКЛ КОКС, ПЕРВАЯ ФЛЕЙТА СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА БИ-БИ-СИ И ПРОФЕССОР КОРОЛЕВСКОЙ АКАДЕМИИ МУЗЫКИ В ЛОНДОНЕ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ СТУДЕНТОВ:

НАС ИНТЕРЕСУЕТ, ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ИНТЕРПРЕТАЦИИ МУЗЫКИ В СТИЛЕ БАРОККО. ДОЛЖНЫ ЛИ МЫ ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ ТРАДИЦИЙ, И О ЧЕМ НУЖНО ПОМНИТЬ, КОГДА РАЗБИРАЕШЬ ПРОИЗВЕДЕНИЕ В ЭТОМ СТИЛЕ?

Это моя любимая тема. Я люблю играть на флейте траверс, к сожалению не так часто как хотелось бы, когда есть свободное время. Мне кажется, что многие думают, что флейта траверс похожа на наш сегодняшний инструмент, а на самом деле они категорически отличаются. Например, играть обычную гамму на флейте траверс, это все равно что играть четверть тона на обычной флейте. Надо знать под каким углом и как сильно надо дуть для правильной интонации.

Эти инструменты очень отличаются. Мне кажется, что когда мы играем музыку в стиле барокко на современном инструменте нам нельзя пытаться имитировать флейту траверс. Если мы начнем это делать, то выступление может стать очень скучным. Мы начнем себя сдерживать и играть без выражения. Я вообще замечаю, что музыка барокко звучит менее выразительно на современных инструментах. Если вы пойдете на концерт этой музыки с хорошими исполнителями, которые играют на инструментах того периода, то вы заметите, что они играют с невероятной яркостью и выражением.

Так что мне кажется, что мы должны играть эту музыку очень выразительно и добавлять стилистические нюансы. Не имитировать этот стиль полностью, а помнить, что трели начинаются с верхней ноты и нужно соблюдать все гемиолы и помнить, что в то время больше внимание уделялось гармонии. Так что вы должны понимать, что происходит в гармонии, потому что в наши дни нас больше интересует мелодия. Итак, есть вещи, о которых надо помнить:

  • о качестве звука

Существуют разные пути извлечения звука, по которым зрители определяют, что вы играете музыку в стиле барокко. И самое главное в этом как флейтисты используют вибрато. Я не говорю, что его вообще нельзя использовать но оно должно быть средством увеличения выразительности. Но ни в коем случае нельзя использовать его постоянно. Если его так использовать то оно становится бессмысленным, а оно нужно для эффекта.

  •  о яркости и выразительности

Я всегда говорю, что музыка барокко очень похожа на джаз, как и джаз, она более образная. Потому что как стиль она очень яркая, посмотрите на архитектуру того времени – так столько разных украшений.

  •  о ритме

Должно быть постоянное чувство танца – многие об этом забывают.

  •  об артикуляции

Это то, что часто неправильно понимается. На флейте траверс артикуляция очень плоская. И следовательно, намного длиннее, чем на современном инструменте. Наш инструмент создает большее сопротивление и из-за этого сильная артикуляция может звучать очень грубо. Но на траверс нужно звучать внятно. И еще флейтисты часто играют только с одним видом артикуляции, на траверс ее надо менять, чтобы показать фразы.

  • о структуре

Надо попытаться выразить очень многое в рамках строгой структуры.  Обычно получается  или одно или другое. То есть что-то очень выразительное, но неправильное с точки зрения стиля или что-нибудь очень правильно с точки зрения стиля, но совершенно не интересно с музыкальной точки зрения.  Так что самое сложно это сыграть музыкально и правильно с точки зрения стиля.

ЕСТЬ ЛИ У ВАС СВОЕ СОБСТВЕННОЕ ПРАВИЛО ДЛЯ РАЗОГРЕВА?

Если честно, я никогда не разогреваюсь. Я придумываю упражнения для разогрева для своих студентов. Но, мне кажется, что все должны придумывать их сами. Плохие упражнения для разогрева - это те, которые не продуманы и не помогают вам достичь того, что вам нужно в этот момент. Мне кажется, разогрев должен быть очень быстрым, так что лучше на этом не зацикливаться. Для меня разогрев и упражнения – это две разные вещи.

Поскольку вы спросили меня именно насчет разогрева, то я вам скажу, что в рабочей жизни флейтиста времени на разогрев нет. Например, в оркестре я очень часто сижу и ничего не делаю, а потом неожиданно нужно сыграть что-то очень сложное. И почему - то самое сложное соло начинаются после долгих пауз, когда вы сидите и ничего не делаете, а сама музыка звучит очень опасно с точки зрения того, что она вас заставляет нервничать просто от того, что вы ее слушаете. Так что очень важно уметь сказать самому себе: Я начинаю! Конечно, люди до этого доходят в разные периоды своего развития.

Так что да, разогрев очень важен и нужен, но он должен обязательно быть продуктивным и осмысленным. Вы должны находить новые способы каждую неделю и никогда не разогреваться по рецепту. Чтобы я делал, если бы у меня было время: гармоники, чтобы было чистое и хорошее пианиссимо, и я бы разогрел нижние обертона, чтобы был хороший и круглый звук. Потом бы я играл интервалы, в частности кварты и работал бы над интонацией. Я очень часто слышу как мои ученики начинают передувать при разогреве. Я, наоборот, не додувал бы во время разогрева, чтобы найти золотую середину. Вам тоже, наверное, нравиться играть нижние ноты со слишком сильным напором воздуха, а это ведь неправильно. Вы приучаете ваше тело, что вот так надо делать. Зачем?

ВАЖНО ЛИ ВО ВРЕМЯ УЧЕБЫ В КОНСЕРВАТОРИИ НАБИРАТЬСЯ ОПЫТА ИГРЫ В ОРКЕСТРЕ ИЛИ ВСЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯТЬ ФЛЕЙТОВОМУ РЕПЕРТУАРУ?

Простой ответ – в обычной жизни музыкантов вы должны уметь делать все. Ваша карьера, скорее всего, будет разделена на камерную музыку, оркестровую музыку и преподавание и очень важно, чтобы с самого начала вы умели соблюдать баланс, и знали, что вам нужно сделать, чтобы успеть сделать все это. И это вы можете определить для себя только сами. Короче, то, что я хочу сказать: делайте все. Вы должны делать все.

Да, это сложно, но никто и не говорит, что наша карьера будет легкой. Вы будете много гастролировать и от этого можно быстро устать. Так что нужно себя тренировать с ранних лет. Я всегда поддерживаю своих учеников, когда они хотят идти и играть концерт тут или там. Мы учимся больше во время работы, чем во время уроков. Так что играйте как можно больше концертов! В Англии очень часто вас будут приглашать на концерты, которые с музыкальной точки зрения - кошмар, но опыт игры в оркестре – это супер. Вы просто приобретаете опыт, и это не означает, что вам все должно нравиться.

Например, вы в этот момент можете выучить репертуар и научиться общению с коллегами. Единственно, когда я против концертов, это когда студент меняет что-то фундаментальное в своей игре и ему нужно время что бы это закрепить.

КАК МНОГО ДОЛЖЕН ЗАНИМАТЬСЯ СТУДЕНТ В КОНСЕРВАТОРИИ?

Очень много! Потому что чем больше  успеха вы достигнете, и чем больше у вас будет нужда зарабатывать деньги, тем меньше у вас будет времени заниматься. Если бы я мог вернуться назад, в колледж, то я бы занимался намного больше. К сожалению, во время учебы это не понятно, как мало у вас будет времени, когда вы закончите учебу. Но, я еще скажу, что мне бы хотелось, чтобы студенты занимались немного меньше, потому что иногда, когда они много занимаются, то мозг выключается и результат только ухудшается.

Медицина доказала, что есть определенное количество времени в течение которого мозг хорошо воспринимает информацию, а после этого ему нужно отдохнуть. И ваше тело тоже должно отдыхать. Иногда есть тенденция переключаться на автопилот. И это плохо, потому что вы перестаете думать, и из-за этого могут начаться проблемы со спиной, с руками, с шеей и т.д. И еще практически невозможно заниматься слишком долго эмоционально, что нужно и важно. Намного важнее заниматься достаточно в полной концентрации, чем слишком долго не думая.

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ УСПЕХ НА ПРОСЛУШИВАНИЯХ?

Это может прозвучать смешно, но вы должны заставить членов жюри улыбаться.  Я часто сижу в этих жюри, сижу и жду, когда придет кто-нибудь, кто заставит меня это сделать, кто достучится до моего сердца. Я думаю, когда люди делают прослушивание, они думают, что они должны сыграть это или то правильно. Например, фантастически проартикулировать “Вольер” и тому подобное. На самом деле жюри ждет что-нибудь музыкально особенное.

Я недавно говорил с коллегами, которые сидели на панели прослушивания для второй флейты в своем оркестре и они сказали, что для них важно было яркость в выступлении и именно это выделило тех кандидатов, кто получили пробы. Флейтисты часто волнуются и пытаются сыграть все правильно и теряют свой Х-Factor. Так что очень важно и очень сложно соединить эти две вещи. Нужно сыграть все правильно и сделать все это невероятно музыкально.

Иногда очень сложно заставить жюри улыбаться, потому что они сидят там весь день. Это означает, что вы должны работать еще усерднее. Надо чтобы музыка была выразительная – это именно то чего часто не хватает и как член жюри я не получаю дозу музыкальности. Панель жюри услышит много хороших игроков и хороших музыкантов, но не так много настоящей музыки, которая заставит их слушать. И еще одна важная вещь насчет прослушиваний – это то, что кандидаты редко играют все в правильном стиле. Жюри должны понять что вы играете Брамса или Моцарта. Часто люди играют очень хорошо, но не владеют достаточной гибкостью, чтобы адаптировать свою игру для каждого  оркестрового отрывка.

 

Смотрите на нашем сайте

Видео урок первой флейты симфонического оркестра Би-Би-Си Майкла Кокса. Оркестровые трудности для флейты Россини: Увертюра Вильгельм Телль

Видео урок первой флейты симфонического оркестра Би-Би-Си Майкла Кокса. Оркестровые трудности для флейты Прокофьев: Симфония №1 Классическая

Видео урок первой флейты симфонического оркестра Би-Би-Си Майкла Кокса. Оркестровые трудности для флейты Чайковский: Симфония № 4

Интервью

-Простой ответ такой: В обычной жизни музыкантов - вы должны уметь делать все.

-Ваша карьера, скорее всего, будет разделена на камерную музыку, оркестровую музыку и преподавание и очень важно, чтобы с самого начала вы умели соблюдать баланс, и знали, что вам нужно сделать, чтобы успеть сделать все это. И это вы можете определить для себя только сами. Короче, то, что я хочу сказать: делайте все.

-Вы должны делать все. Читать дальше >>>>