ПРОДОЛЖЕНИЕ


ВИССАМ БУСТАНИ: АНГЛИЧАНИН С БЛИЖНЕГО ВОСТОКА


известный флейтист

Виссам Бустани, профессор Королевского Северного колледжа, Манчестер

Вы много гастролируете, преподаете и репетируете. Как  образом вы занимаетесь на флейте, чтобы держать себя в форме?

Дисциплина - это ключ ко всему. Но мое понимание слова " дисциплина " очень отличается от общепринятого понимания этого слова. Для меня дисциплина означает: иметь мужество идти за своей мечтой, или: делать нужные вещи в нужное время. Для того чтобы чувствовать себя счастливыми, энергичными, целенаправленным и в форме мне нужно быть уверенным, что я могу разделить свои занятия на две категории (в указанном порядке):

  • долгосрочные планы занятий на флейте
  • краткосрочные планы занятий на флейте

Я очень редко занимаюсь техникой на флейте ради техники. Таким образом, у меня есть больше времени, чтобы заниматься тренировкой памяти и усвоением всей музыка, которую мне нужно выучить, избегая соблазна (праздного время препровождения) в моих занятиях – для меня это враг. Я обычно начинаю день с занятий на флейте над теми нотами, которые мне нужно будет играть в ближайшие месяцы (долгосрочные планы занятий); это позволяет мне заниматься с интенсивностью и с чувством, что я контролирую долгосрочное направление моей игры и карьеры.

Я обычно начинаю день с занятий на флейте над теми нотами, которые мне нужно будет играть в ближайшие месяцы (долгосрочные планы занятий)

Другая причина, почему мне нравится начинать утро с долгосрочных планов заключается в том, что это помогает мне избежать паники о следующем концерте - она позволяет мне избежать панических занятий перед выступлением! Это не хорошо психологически и этого нужно избегать.

К тому времени, как я доберусь до второй сессии дня, я уже разогрет и сосредоточен, поэтому я уже занимаюсь пьесами, которые мне нужно подготовить к ближайшему концерту (краткосрочный план), и развиваю мои эмоциональную/психическую/физическую выносливость и концентрацию. Этот баланс держит меня вдохновленным и в здравом уме.

Как вы думаете, какими важными аспектами нужно обладать для того, чтобы быть музыкантом в наши дни?

Нам нужно иметь огромные силы, чтобы продолжать воспитывать нашу любовь к музыке и людям - это источник, который дает нашей работе смысл и резонанс внутри других людей. Эта любовь должна присутствовать при каждом взаимодействии с людьми, будь то музыка или нет. Любовь - это тепло, энергетика и эмоции нашей музыки, это скрытый элемент, из чего складывается общение, когда мы играем и говорим.

Я думаю, что мы должны представить наши сильные стороны, а не наши слабости, иначе вся наша музыка будет глубоко скомпрометирована. Есть очень глупые стереотипы, которые прижились в сердцах многих людей (включая мое собственное), например: “солисты делают то, что, черт возьми, им нравится, а “оркестровые музыканты смешиваются в их среде” - эти обобщения являются очень вредными и очень далекими от истины и реальности.

Очень опасно становиться заложником предвзятых идей, потому что мы можем легко оторваться от реальности. Я считаю, что в хорошем оркестре, каждый оркестрант должен играть как лидер. И хороший лидер учится быть очень тонко настроенным и слушать окружающую его или ее среду, в противном случае их лидерство порочно. Мы также должны знать себя, свои сильные стороны и свои ограничения. И это позволит нам сделать правильную оценку событий при принятии важных решений в нашей жизни, будь то музыкальные события или личные.

Важно выработать такое отношение к жизни, которые позволят нам развиваться и становиться лучшее

Важно выработать такое отношение к жизни, которые позволят нам развиваться и делать лучшее из всевозможных ситуаций,  в то же время, развивая мужество, чтобы уйти от ситуаций, которые мы считаем вредными для нашего долгосрочного развития, так и чувство целостности.

Вы предпочитаете соло, камерную музыку или оркестровые выступления?

Моя цель, когда я играю с оркестром или с моим дуо партнером Алексом Шрам  - это высокая интенсивность выступлений. Я играю все по памяти   (кстати, и Алекс и я, мы оба играем по памяти на выступлениях и на записи) Это моя отправная точка, на которой я строю свою музыкальную концепцию. Я недавно вновь начал свою оркестровую карьеру после того как  28 лет назад покинул Камерный оркестр Европы. Это очень большое событие для меня, и я взволнован, что преодолел многие ограничения, которые я наложил на себя в течение многих лет.

Мне очень повезло, мне был предложен триал с Лондонским Филармоническим оркестром и с оркестром Филармонии после стольких лет, проведенных  вдали от оркестра, и теперь я абсолютно упиваюсь этой великой музыкой, цветом, гармонией, фактурой и отношениями, которые вырастают из этих оркестровых ситуаций. После всех этих лет мне нравится думать, что “я” все еще " я",  а также то, что мне удалось эволюционировать и получить огромный опыт, который помог мне скорректировать мои ожидания и научиться верить в людей и ситуации гораздо больше, чем раньше.

Это все действительно полезно лично для меня, независимо от того, куда моя новая оркестровая карьера движется. Я, кажется, все более осознаю свою роль, влияние и ответственность как первый флейтист в контексте общего тела оркестра, и я думаю, что теперь я менее склонен, чтобы стать заложником многих неловких ситуаций, которые неизбежно случаются там, где есть большое количество людей. И надо управлять их энергией для того, чтобы процветать лично и в команде. Это увлекательный вызов, который, я надеюсь, я смогу исследовать в ближайшие годы.

Какими благотворительными проектами вы занимаетесь в данный момент?

По моей инициативе, с фондом Towards Humanity, я был вовлечен во многие благотворительные проекты на протяжении многих лет. Это привилегия использовать свои музыкальные способности, чтобы  вдохновлять и поддерживать гуманитарные проекты - это делает нашу музыку актуальной для мира, в котором мы живем.

Несмотря на прекрасную профессию, очень легко прятать голову в песок как музыкант и перестать думать более широко о мире. Великолепная музыка, которую мы разделяем с нашей аудиторией, способна поднимать настроение и делать жизнь лучше для бесконечного количества людей. Мой CD “Дети Вивальди” помог собрать несколько тысяч фунтов пожертвований для бездомных детей в различных частях мира.

Я работал со школами для слепых, “Библиотеках на колесах ", в лагерях палестинских беженцев,  в школах для инвалидов в Ливане, Сирии и Египте, и во многих других местах, где музыка способна оставить глубокий след даже после концерта .

В настоящее время я являюсь доверительным управляющим и художественным руководителем благотворительной организации " Друзья ESNCM’, которая помогает создать нужные связи и возможности в Великобритании для палестинских студентов и преподавателей из национальной музыкальной консерватории Эдвард Саида, в Палестине. Это очень приятно и меня вдохновляет встречаться с молодежью, стремящейся к лучшему будущему. Это нужный, жизненный проект!

Расскажите, какие концерты будет у вас в следующем году? (2015 год).

Кажется, что предстоит очень интересный сезон. Я играю концерт Хачатуряна в январе с Кристиансанд: симфонический оркестр в Норвегии. Я также буду играть концерт шведского композитора Rolf Martinsson  “Мерцающий Синий” с Ливанским филармоническим оркестром в мае (этот концерт использует мундштук глиссандо в медленной части).

Кроме этих концертов, Алекс и я едем в тур в Австралию и Голландию, и готовимся выступать на Конвенциях в Канаде и в США.  Так что мы оба учим наизусть значительное количество музыки в данный момент. Кроме того, я только что был приглашен сыграть в опере Верди “Травиата” в престижном  театре “Gran Teatre del Liceu” в Барселоне.

Какие были ключевые моменты, когда вы поняли что вы солист?

Это не простой вопрос, но я бы сказал так: 1. В детстве мой отчим всегда говорил мне, что я предназначен для того, чтобы быть солистом. Он был скрипач и учил меня музыке во время военных лет в Ливане до тех пор, пока я не переехал в Великобританию в 17 лет. Так что с довольно раннего возраста меня сфокусировали на то, что я стану солистом, я в этом стал сомневаться намного позже.

2. В 1978 году я получил Диплом конкурса Би-би-си “Молодой музыкант”. Это событие стало знаковым для меня, ведь это случилось через год после того, как я начал обучение в Великобритании,  в специальной музыкальной школе Читемс. Это был первый конкурс и он привлек миллионы зрителей (это было до эры цифрового телевидения). Хотя я не выиграл, я почему-то произвел очень большое впечатление, которое я до сих пор чувствую. Конкурс дал мне большую уверенность в себе.

3. День, когда я уволился из Камерного оркестра Европы, имел огромное значение для меня. Я разговаривал с Клаудио Аббадо об этом в антракте оперы Россини, которую мы играли на фестивале в Пезаро. Он попытался отговорить меня, но я был непреклонен. Мною двигало что-то внутри меня и заставило повернуться спиной к моим самым близким друзьям и коллегам.

На самом деле это было очень болезненное и сложное для меня время, но я чувствовал, что я делаю правильные вещи. Это был очень важный момент в моей карьере. День, когда я ушел из оркестра, был днем, когда я решил нести ответственность за свои собственные решения и свою судьбу как музыканта, это было огромным поворотным моментом для меня, как молодого человека....все изменилось практически в одночасье.

Жизнь никогда не стоит на месте....если она стоит, наверное, что-то не совсем правильно

Теперь, в возрасте 54, я переживаю новую трансформацию - я прошел полный круг, и опять восстаю против себя, желая заниматься и наслаждаться оркестровой игрой снова! Это чудесный момент роста и созерцание для меня, как я учусь наслаждаться, доверять и работать с коллегами снова. Я испытываю чувство глубокой радости, которая накатывала на меня в таких ситуациях, которые очень вдохновляют и мотивируют. Жизнь никогда не стоит на месте....если она стоит, наверное, что-то не совсем правильно - или ты мертв!!!

Считаете ли вы, что ваша флейта позволяет играть с большей свободой имея четверть-тоновую систему? Звучит ли она по-другому? Чувствуете ли вы себя более комфортно?

Это большой вопрос, который потребует от меня, чтобы написать книгу. Я не хочу писать...и никто не захочет ее читать! Прежде чем как я начну говорить о флейте четверть тоновой системы “Кингма”, я должен развеять несколько мифов:

1. Мне не нравиться научно измерять интервалы. То, что мы называем “четверть тона” может отличаться весьма значительно и незначительно. Действительно, интонацию в целом - это субъективный вопрос. Во флейтовом сообществе это может быть очень спорный вопрос.

2. “Комфорт” - это то, что может привести в замешательство и в заблуждение. Это относится ко многим вещам, которые должны быть в правильном месте, но не должны быть приоритетом. Комфортность игры на флейте зависит не только от физического комфорта.

3. Все имеет свою цену. Мы часто жертвуем одним качеством игры в пользу другого. Аналогичным образом, когда флейта конструируется, то производитель  жонглирует большим количество приоритетов для создание идеального баланса, а потом обнаруживает, что разные люди имеют разные потребности! Очень трудно говорить об этих вещах, не противореча себе и не оскорбляя  чувства других!

Я играю на моем Браненн, системы “Кингма” около 14 лет, примерно с 2000 года. Это совершенно “нормальная” флейта " ("нормальные " - это минное поле!) до тех пор, пока вы не копнете глубже и обнаружите мир возможностей, который предоставлен вам этими экстра - маленькими клапанами, позволяющие многочисленные варианты аппликатур, которые особенно полезны в третьей октаве.

Важно понимать,  погоня за разными аппликатурами - это не только для современной музыки или для “расширения технических возможностей”

Почти каждый день я открываю все новые и новые вариации аппликатуры, которую я думал я уже знал. Так что возможности постоянно расширяются и меняются. Важно понимать,  погоня за разными аппликатурами - это не только для современной музыки или для “расширения технических возможностей”; мы должны быть в состоянии постоянного обновления.

Одно из моих любимых открытий в  системе ”Кингма” - это то, что я называю " вентилируемые гармоники”. Я считаю, гармонические обертона имеют очень красивое, богатое и плотное звучание, но иногда они могут быть эксцентричными и ненадежными в интонации.

Я играю этот обертон и потом немного открываю один из четверть - тоновых клапанов и, обычно, это самый лучший компромисс – с этим вы можете достичь больше качеств, чем в одно измерение!! Это помогает играть стабильно и тихо внутри аккорда. Разработка гибкости  аппликатуры влияет не только на интонацию:

1) можно рискнуть и сыграть с более широкой палитрой динамики и цвета и проинтонировать.

2) манипуляция интонацией с помощью аппликатуры расслабляет губы от ненужного напряжения, особенно когда мы играем очень тихо или очень громко.

Наконец, это всегда очень полезно помнить.... Что одно большое целое состоит из очень маленьких деталей, на самом деле не важен какой инструмент, не важна аппликатура или звук, не важен стиль или динамика, не важно, играете ли вы с вибрато или без, солист вы или оркестрант. Что действительно важно - это почему вы играете. Если в вас это живет, то вы это покажете через вашу музыку. Чтобы вы не делали, в этом будет глубина и резонанс, корни которого находятся в вашей жизни.

 

Первая часть интервью

Виссам Бустани:

"Мне нравится думать, что я независимый. Когда я был моложе, я сходил с ума от восхищения/зависти/уважения определенных аспектов игры Вильяма Бенетта, Джеймса Галвея и Жана-Пьера Рампаля, а также целого ряда других  флейтистов, но у меня было жгучее желание открыть свой собственный голос и мою собственную магию..." Читать дальше>>>

Конкурсы

Международный конкурс для флейты им.Фредерика Кулау в Германии в 2017 году

Международный конкурс для флейты им.Нильсена в Женеве в 2018 году

Видео уроки на нашем сайте

представляют собой учебник оркестровых трудностей Для Флейты. На сайте представлены видео уроки первых флейтистов симфонических оркестров и оркестров оперных театров Европы.

Название видео уроков

полностью совпадает со списком оркестровых трудностей для флейты, который существует в Европе для прослушивания в оркестр. Сайт может быть полезен не только студентам , но и профессиональным музыкантам для разучивания нового оркестрового репертуара.

видео уроки флейта

Николай Попов, солист оркестра Большого театра России

видео уроки флейта

Алдо Баертон, первая флейта Королевского симфонического оркестра Flemish, Бельгия


видео уроки флейта

Майкл Кокс, первая флейта симфонического оркестра Би-Би-Си, Лондон

видео уроки флейта

Гаретт Дэвис, первая флейта Лондонского Симфонического оркестра (LSO)

видео уроки флейта

Андреа Олива, первая флейта национального симфонического оркестра Санта Чечилия, Рим