ПОЛ ЭДМОНД ДЭВИС, ПРОФЕССОР КОРОЛЕВСКОЙ АКАДЕМИИ МУЗЫКИ, ЛОНДОН


shadow-ornament

Пол Эдмонд Дэвис

Пол Эдмонд-Дэвис, профессор Королевской Академии музыки, Лондон

конкурс для флейты

Международный конкурс для флейты в Китае 2018 год

конкурс для флейты

Международный конкурс для флейты им.Нильсена в Женеве 2018 год

конкурс для флейты

Международный конкурс для флейты телевидения Германии 2020 год

"ТЕМА  О ПОДГОТОВКИ К РАБОТЕ В ОРКЕСТРЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ КОЛЛЕДЖЕ  - ДОЛЖНА ОБСУЖДАТЬСЯ И ПРИЗНАВАТЬСЯ МУЗЫКАЛЬНЫМИ УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ И СТУДЕНТАМИ"

Когда студенты покидают консерваторию, если они все делали правильно и достаточно занимались, то они должны быть хорошо подготовлены и хорошо играть на своих инструментах. Как студент, вы большую часть времени занимаетесь, чтобы усовершенствовать контроль над своим инструментом и во многом это правильно. На этой стадии главное - это ваше развитие как инструменталиста и, по определению, оркестровые дисциплины занимают второе место.

Будучи школьником, я играл в Национальном молодежном оркестре Великобритании в течение трех лет. Это был большой опыт (выезжать из школы-интерната для мальчиков и проводить несколько недель в году, в окружении множества красивых девочек был действительно огромный шаг вперед на жизненном пути!).

Но в нем было мало сходства с профессиональным оркестровым миром, частью которого впоследствии мне суждено было стать. Нам всем присылали ноты за несколько недель, если не месяцев до первой репетиции и когда курс начинался, у нас было от десяти дней до двух недель, чтобы усовершенствовать одну программу.

В Лондонских оркестрах программы меняются очень быстро, часто до трех или даже до четырех различных программ в неделю. Понедельник может быть для репетиции вторника с Симфонией Брамса, среда - оперный вечер (обычно одна репетиция), в пятницу - репетиция для Симфонии Малера, и в субботу, возможно, (не так часто в эти дни!)  две сессий записи на “Abbey Road " Концерта Чайковского для фортепиано с оркестром из концерта во вторник вечером. И так весь год.

Когда я был в музыкальном колледже, я принимал участие в многочисленных репетициях духовой секции для одноразовых концертов (это для тех, кто оказался одним из немногих счастливчиков, кто пережил процесс прослушивания внутри учебного заведения). Во многом эти мероприятия лишь слегка дополняли основную цель - достижение мастерства на наших инструментах.

Вопрос о подготовки к работе в оркестре в процессе обучения в музыкальном колледже, безусловно, поднимает очень интересную тему, которая должна быть обсуждаться и признаваться музыкальными учебными заведениями и студентами. Дисциплина или " искусство " быть хорошим оркестрантом отличается от солиста или камерного музыканта. Каждый из них требует разные навыки. Я не говорю, что одно является более требовательным, чем другое. Проще говоря, каждое из них требует различной формы компромисса.

В дуэте флейты и фортепиано будет один уровень компромисса, так как каждый участник будет иметь очень конкретные мысли и идеи, как пьеса должна быть интерпретирована и представлена. С репетициями и обсуждениями появляется надежда, что мнения сойдутся в окончательный вариант и будут приемлемы для обеих сторон. Если нет, то вполне вероятно, пора искать другого пианиста!

Играя в центре оркестра - все, конечно, сложнее. Во-первых, дирижер. Некоторые из них хорошие и даже очень, большинство прискорбно средние, и есть какой-то процент невероятно плохих! Иногда (редко), они доверяют своим музыкантам, но всегда жаждут абсолютного контроля и нередко будут диктовать главным солистом оркестра, как они хотят, в частности, чтобы было сыграно это соло. В свою очередь, это может не совпасть с солистами в вопросе концепции произведения. Тема дирижер-это сложная тема и гарантирует несколько глав, если не книгу!

Эта часть тренинга для ушей, которая к сожалению занимает только малую часть расписания консерватории.

В масштабной работе оркестра, помимо влияния дирижера, может иметь влияние 110 музыкантов. Это 110 человек, все с собственными идеями и убеждениями, как пьеса должны быть сыграна. 110 людей с разными взглядами на то насколько тихо или громко ‘PP’ или ‘FF’ может быть. 110 людей с различными идеями темпа. 110 людей с различными идеями соответствующего тембра. 110 людей с разными взглядами на артикуляцию. 110 людей с различными убеждениями об интонации.

Список можно продолжать! К этому добавляется тот факт, что, как ансамбль вырастает в размерах, тем дальше каждый становится друг от друга. Вряд ли это подходит для безупречной координации или спонтанной коммуникации. Чем больше группа, тем больше или более мощный у вас должен быть ‘радар’. Вы должны прислушаться не только к своему ближайшему окружению, но и к инструментам, которые могут быть на расстоянии 12 метров от вас. Эта часть тренинга для ушей, которая к сожалению занимает только малую часть расписания консерватории.

Акустика тоже играет большую роль. Большие группы должны играть в больших залах. Это может усложнить ансамбль. Например, многие оркестры Лондона репетируют в Henry Wood Hall. Это старая церковь, которая была преобразована в репетиционный зал. Для дирижера из-за акустики в этом зале, духовые всегда будут звучать с запозданием по сравнению со струнными. Единственный способ обойти эту проблему для духовых инструментов, это вступать раньше времени, от чего создается впечатление, что мы вступаем неправильно. Все чувствует себя очень не комфортно, но, по крайней мере, дирижер счастлив. Однако, это относится к необычной акустике, она требует крайних мер.

Опыт - это бесценный оркестровый ингредиент.

Опыт - это бесценный оркестровый ингредиент. В марте 2014 году я прочитал немного наивную статью в газете “The Spectator", где автор говорил, что оркестры должны набирать более молодой состав (и, как следствие, выбрасывать старых), так как они полны энергии, энтузиазма и жизненной энергии, которую они могут привнести в группу. Старые игроки, может быть, немного устали или технически не так хороши, как раньше, и, конечно, не такие "голодные", как более молодые игроки.

Но автор не признает, что искусство игры в оркестре - это умение, которое может быть приобретено только с течением времени. Он должен был исследовать этот предмет более тщательно!

Конечно, сейчас существует множество захватывающих оркестров из молодых людей, но обладают ли они диапазоном утонченности и изысканности тех великих, авторитетных оркестров? Я сильно в этом сомневаюсь. В винодельческих терминах,оркестр, состоящий исключительно из молодых игроков может стать " Премьер Крю’. В авторитетном оркестре, у которого правильный баланс между старыми и новыми членами, может и должен иметь статус “Гран Крю”.

Cлушая более авторитетных людей на сцене и вне сцены, я развил понимание того, что требуется, чтобы быть частью этого высокопрофессиональной группы музыкантов.

Когда я присоединился к Лондонскому Симфоническому Оркестру, хотя я играл в многочисленных оркестрах как фрилансер, я был еще очень зеленым, но слушая более авторитетных людей на сцене и вне сцены, я развил понимание того, что требуется, чтобы быть частью этого высокопрофессиональной группы музыкантов.

Для студента, который думает стать оркестрантом, я предлагаю, если ему предложили сыграть концерт с профессиональным оркестром:

  1. прежде всего необходимо хорошо подготовиться (помимо всего прочего, знание того, что вы подготовлены на 100%, может помочь вам с нервами).
  2. найдите флейтовую партию как можно скорее, либо в Интернета или из оркестровой библиотеки (кстати, ни одна книга оркестровых трудностей не может научить вас всем вещам, которую вы должны выучить).
  3. если вы можете взять копию партитуры, то это даже лучше, так как это тоже важно (и часто более важно), чтобы знать, кто с вами играет в любой момент
  4. убедитесь, что вы прослушали все произведение на Spotify (к примеру), или купите запись на Amazon или i-tunes.
  5. наконец, когда вы уже сидите в оркестре, старайтесь помнить, что дирижеры действительно любят, когда на них смотрят!

Вам пришлось адаптировать вашу игру, чтобы удовлетворить оркестр, где вы работали как первый флейтист?

Во многом ответ на этот вопрос действительно продолжение предыдущего вопроса и "адаптация " требует навыков, которые стандартные музыкальные колледжи, как правило, не дают. Когда мы занимаемся на наших собственных инструментах, мы имеем свою концепцию звука. Существует множество текстур, которые могут быть созданы на флейте, которые звучат, может быть прекрасно в небольшой комнате, но не работает для большого концертного зала. Так что, да, мы должны адаптировать наш звук.

Как играть Брамса...

Затем существует проблема адаптации к репертуару различных периодов музыки. Звук, который я хочу сделать в Симфонии Брамса, будет очень отличаться от произведений Стравинского или Бартока. Я помню как сейчас, когда первый раз я сидел в оркестре и Бернард Хайтинг дирижировал Симфонию Брамса, я только начал работать в Лондонском симфоническом оркестре и его первое замечание было, чтобы медные округлили свой звук, чтобы создать более мягкий тон. Эта простая просьба полностью изменил текстуру оркестра и мгновенно общее звучание стало гораздо теплее, и, как следствие, более интимным.

Еще на тему Брамса:

Флейтисты также должны понимать, что если вы добавляете чрезмерное вибрато, то аккорды с другими инструментами (например, в конце некоторых медленных частей), эти аккорды будут звучать фальшиво, и что более важно, будет практически невозможно их настроить. Гораздо лучше сыграть более центрированным и плоским звуком с мелким вибрато или вообще без него.

Я придерживаюсь мнения, что самое близкое к струнному квартету для духовика, это играть одним из четырех духовых солистов в симфоническом оркестре. Здесь существует постоянное взаимодействие между флейтой, гобоем, кларнетом и фаготом. Тем не менее, каждый имеет возможность создания различных текстур, звуков, динамического диапазона и артикуляции. Чтобы быть хорошим оркестровым музыкантом, вы должны научиться сливаться. Солисты иногда считают, что они должны навязывать свои навыки группе, и, хотя это может звучать как очень хорошая игра сама по себе, но в общем они будут чересчур заметны.

Должны знать, что.....

Конечно, во флейтовом соло, например, " Дафнис” или “Послеполуденный отдых фавна” вы хотите звучать больше как солист, но, например, в медленной части Россини " Вильгельм Телль”, флейта просто должна сопровождать английский рожок, а в быстром соло в “Леоноре” 3 следует, по крайней мере, начать, как дуэт между флейтой и фаготом. Знание - это сила!

Текстура между инструментами тоже важна. Если я играю в унисон с кларнетом, мой подход будет другим, нежели если бы я играл в унисон с гобоем или фаготом. Существуют различия между игрой в камерном и в симфоническом оркестре. В камерном оркестре я скорее всего буду играть более легким звуком. В обоих, камерном и симфоническом оркестрах, меня просили играть невероятно тихо (Клаудио Аббадо и Murray Perahia здесь приходят на ум, как полновластные хозяева балансировки оркестра).

В равной мере, до тех пор, пока я не присоединился к симфоническому оркестру, я никогда по-настоящему не мог оценить, насколько громко надо играть в нем, в частности, если Симфонии Шостаковича и Прокофьева появляются на афише!


Смотрите выступление Пола Эдмонда-Дэвиса

Интервью

профессора Королевской Академии музыки в Лондоне Пола Эдмонта-Дэвиса. 

Читайте вторую часть Интервью:

"...Очень важно нам, как музыкантам, бросить вызов ситуации, в которой мы сейчас находимся и я это замечаю сейчас все больше и больше, чем в любой другой период моей жизни. Итак, для успешной и полноценной карьеры всем нам необходимо развивать предпринимательские навыки. Это не всегда происходит естественным образом для музыкантов, которые, по определению, провели долгие часы в одиночной камере ( комнате для занятий!), в то время как его или ее коллеги наслаждались искусством общения с другими людьми!"

Видео урок на нашем сайте

Видео урок профессора Королевской Академии музыки в Лондоне Пола-Эдмонта Дэвиса. Оркестровые трудности для флейты Брамс: Симфония № 4


Наши видео уроки 

представляют собой учебник оркестровых трудностей для Флейты. На сайте представлены видео уроки первых флейтистов симфонических оркестров и оркестров оперных театров Европы.

Название видео уроков

полностью совпадает со списком оркестровых трудностей для флейты, который существует в Европе для прослушивания в оркестр. Сайт может быть полезен не только студентам , но и профессиональным музыкантам для разучивания нового оркестрового репертуара.

видео уроки флейта

Катерина Бриан, первая флейта Национального симфонического оркестра Шотландии

видео уроки флейта-пикколо

Кристофер Грин, пикколист оркестра театра Ковент Гарден, Лондон


видео уроки флейта

Денис Лупачев, первая флейта оркестра Мариинского театра, Санкт-Петербург

видео уроки флейта

Гаретт Дэвис, первая флейта Лондонского Симфонического оркестра (LSO)

видео уроки барочная флейта

Лиза Безносюк, профессор барочной флейты в Королевской Академии музыки, Лондон