ЛИЗА БЕЗНОСЮК, ПРОФЕССОР ТРАВЕРС ФЛЕЙТЫ В КОРОЛЕВСКОЙ АКАДЕМИИ МУЗЫКИ В ЛОНДОНЕ,


ПЕРВАЯ ФЛЕЙТА ОРКЕСТРА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ


Я ЗНАЮ, ЧТО БОЛЬШИНСТВО МОИХ СТУДЕНТОВ СКАЗАЛИ БЫ,ЧТО ИГРА НА ТРАВЕРС ФЛЕЙТЕ  НА САМОМ ДЕЛЕ ПОМОГАЕТ ИМ ИГРАТЬ НА СОВРЕМЕННОЙ ФЛЕЙТЕ, ЗАСТАВЛЯЕТ РАБОТАТЬ ИХ ВООБРАЖЕНИЕ. ОНИ УЧАТСЯ БЫТЬ БОЛЕЕ ГИБКИМИ, ЧТО ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНО.

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, СОВРЕМЕННЫЙ ФЛЕЙТИСТ ДОЛЖЕН СТРЕМИТЬСЯ К ИСПОЛНЕНИЮ КЛАССИЧЕСКОГО И БАРОЧНОГО РЕПЕРТУАРА? ВЫ РЕКОМЕНДУЕТЕ УЧИТЬСЯ НА ФЛЕЙТЕ ТРАВЕРС?

В настоящее время относительно легко достать флейты классического и барочного периода. И, существует много нот и много записей доступно в интернете. И можно увидеть видео выступления на этих инструментах. Поэтому  у современных флейтистов все больше интереса к этим инструментам. И они готовы на них экспериментировать.

Я думаю, что это правильное развитие, потому что это открывает слух и ум к разным музыкальным возможностям на любой флейте. И расширяет наши знания как технически, так и музыкально.

Например, чтобы заставить некоторые старинные флейты работать и действительно 'петь', нужно быть очень гибким как с объемом так и со скоростью воздуха, чтобы найти резонанс....и играть в унисон (!)

Конечно, это также верно и для современной флейты Бёма. Но я думаю, что дисциплина игры на исторической флейте, которая иногда может быть довольно причудливой и иллюзорной, может быть очень полезной и поучительной для флейтиста. И может подвигнуть их быть более приспособленными к разным стилям игры.

Я знаю, что большинство моих студентов сказали бы, что игра на флейте траверс на самом деле помогает им играть на современной флейте. Заставляет работать их воображение и они учатся быть более гибкими, что очень полезно.

Я хотела бы также сказать, что эта гибкость помогает им расслабиться физически, когда они играют - ценный навык в такой высоко стрессовой профессии как наша!

Также существует много тонкостей с разной артикуляцией, доступной на барочной флейте. И они могут быть адаптированы и использованы, когда играют на более поздних флейтах. Это дает флейтисту более широкий выбор и возможность для самовыражения. И, между прочим, это тоже очень интересно!

И даже если Вы не станете величайшим в мире исполнителем на флейте траверс, есть много всего, что можно получить от процесса обучения. Самое главное заключается в том, что изучение игры на ранних флейтах может положительно влиять на наше восприятие и воспроизведение музыки, на каком бы инструменте мы не решили бы играть.

КАК ВАША УЧЕБА В КОЛЛЕДЖЕ ПОДГОТОВИЛА ВАС ДЛЯ ВАШЕЙ КАРЬЕРЫ НЕ ТОЛЬКО КАК СПЕЦИАЛИСТА БАРОЧНОЙ ФЛЕЙТЫ, НО ОРКЕСТРОВОГО И КАМЕРНОГО МУЗЫКАНТА В ЦЕЛОМ?

Обучение на барочной флейте, когда я была студенткой, было чем-то вроде деятельности в гетто, и, по разным причинам в целом не воспринималась флейтовым " истеблишментом". Как все изменилось!

Я влюбилась в барочную флейту, когда, совершенно случайно, услышала во время обеденного перерыва концерт Стефана Престона.

Я была пленена звуком и выразительным диапазоном инструмента и просто сошла с ума в стремлении сразу заполучить и начать уроки. Стефан был огромным вдохновением, - его страсть к музыке, к флейте траверс, отношение к технике игры - устанавливало высокую планку для всех его учеников.

В отличие от сегодняшнего дня, не было никаких возможностей для студентов, чтобы играть в оркестрах на инструментах периода барокко. Мой первый оркестровый опыт весь был на современной флейте. Однако, организация камерных концертов была простым способом получить практический опыт игры на барочной флейте. И исследовать сказочный репертуар. Когда вы увлечены инструментом, вы просто хотите играть как можно больше музыки, не так ли?!

Еще одна вещь, которая действительно помогла мне в моем музыкальном развитии, особенно в том плане, чтобы учиться слушать и понимать гармонические структуры. Я научилась играть на клавесине и аккомпанировала своим сокурсникам.

Многому можно научиться даже играя очень простые басовые партии и реализовать гармонию - каждый должен сделать это!

И это имеет важное значение для надлежащего изучения И.С. Баха. Это дает лучшее понимание гармонии в классическом и более позднем репертуаре. И очень полезно аккомпанировать студентам на уроках.

Мой первый опыт в качестве оркестрового флейтиста на исторических инструментах были 4-я флейта у Баха St Matthew Passion и 3-я флейта у Гайдна, "Сотворение". А позже мне очень повезло получить профессиональную работу в качестве второй флейты у Стивена Престона в оркестре "Академия старинной музыки” и “Английского концерта”. И у Николаса Макгегана в “Английские барокко солисты" и Конрада Хантелера “Лондонские Классические Исполнители”.

Я многому научилась, сидя в качестве ученицы с этими превосходными флейтистами и знающими педагогами. Играя Рамо, Баха, Моцарта, Бетховена, Берлиоза, Брамса. Когда я выросла, чтобы играть первую флейту в этих оркестрах, то мне очень повезло участвовать во многих интересных и новых концертах, в записях репертуара, которые еще не исполнялись на исторических инструментах с их первого выступления!

НА КАКИХ РАННИХ ИСТОРИЧЕСКИХ ФЛЕЙТАХ ВЫ ИГРАЕТЕ?

Мои флейты можно условно разделить на три основные категории деревянных конических инструментов с примочками, которые были адаптированы для разных периодов:

  1. простая флейта с одним клапаном барокко деревянная траверс флейта, которые развивались начиная с 1700 года и на которой с модификациями играли на протяжении 18-го века (Бах, Гендель, Оттетер, Блаве, Рамо, Кванц, CPE Bach, Mozart)
  2. ‘классическая’ флейта, которая была разработана из дизайна более поздней барочной флейты и, как правило, имели от 4 до 8 клапанов. Дополнение этих клапанов помогло слабым нотам стать более сильными и хроматические ноты стали более однородными (Моцарт, Гайдн, Бетховен, Шуберт)
  3. флейты 19-го века с многочисленными клапанами (8-13 клапанов и более) - Бетховен, Россини, Доницетти, Шуман, Брамс.

Боем произвел революцию в дизайне флейты к середине 19-го века и цилиндрическая серебряная флейта появилась более или менее повсеместно, особенно во Франции. Но простые системы деревянных конических флейт оставались популярными в Германии, Чехии и России.

ЕСТЬ АСПЕКТЫ ИГРЫ, КОТОРЫЕ СТАНОВЯТСЯ ПРОЩЕ ДЛЯ ВАС, КОГДА ВЫ ПЕРЕКЛЮЧАЕТЕСЬ С БАРОЧНОЙ ФЛЕЙТЫ НА СОВРЕМЕННЫЕ ФЛЕЙТЫ?

Я думаю, что есть вещи, которые вы узнаете и станете лучше понимать, когда будете играть на ранних флейтах, а потом введете это в игру на современной флейте, и наоборот.

Наиболее очевидная проблема это интонация: для того, чтобы не фальшивить, вы должны иметь острый слух и иметь гибкость воздуха при воспроизведении на ранних флейтах. Особенно когда вы используете нестандартную аппликатуру на флейтах 19 века, у которых могут быть до 10 аппликатур для одной ноты (с сопровождающими их требованиями к дыханию...)

Быстрое переключение с инструмента на инструмент может быть опасно, потому что кроме изменения аппликатуры все они требуют разное дыхание. Поясню: при переходе от современной флейты к барочной флейтист должен быть осторожным, чтобы не передувать. Поскольку это приведет к искажению звука и может оказать губительный эффект на интонацию.

Обратное может произойти при переключении с барочной флейты обратно на Бёма. Поэтому нужно быть осторожным, чтобы поддерживать струю воздуха и дуть правильно, в противном случае тон и интонация будут страдать. И потом нужно подумать обо всех флейтах, которые находятся между этими периодами. Тут нет ничего стандартного, так что каждая флейта требует немного другого подхода.

И я думаю, что есть музыкальные идеи и техники, которые в высшей степени передаются от одной флейты к другой, с пользой для обеих.

В КАКИХ КАМЕРНЫХ АНСАМБЛЯХ И ОРКЕСТРАХ ВЫ ИГРАЛИ И ИГРАЕТЕ?

На протяжении всей моей карьеры мне очень повезло играть в ансамблях, которые исполняли как оркестровую так и камерную музыку. А также дали мне возможность играть соло. Так я играла в оркестре “Английский концерт”, с оркестром “Эпохи Просвещения”,” Avison Ensemble”, " Академия старинной музыки", “Английские барокко солисты”, “London Classical Players”.

Сейчас я в основном играю на первой флейте в оркестрах в “Век Просвещения" и "Английский Концерт". В дополнение к камерной музыке с этими оркестрами у меня, к счастью, есть отличные музыканты в моей семье. Нами исполнена и записана камерная музыка Баха, Генделя, Моцарта и Бетховена с моим мужем, виолончелистом Ричард Tunnicliffe и с моим братом, скрипачом Павлом Безносюк.

У ВАС ЕСТЬ ЛЮБИМЫЙ РЕПЕРТУАР?

Я не могу выбрать одно какое-то произведение. Так много замечательной музыки для флейты!  Я люблю французское барокко – камерную музыку, например: Оттетер, Куперен, Marais и цвет оркестровой музыки в операх Рамо- сенсационный и музыка божественная.

Все сонаты Баха для флейты будут на самой вершине списка, и нет ничего более трогательного, чем играть "Страсти по Матфею" или Си-минорную Мессу.

В поздних симфониях Моцарта и фортепианных концертах можно найти фантастические флейтовые партии.  А финал 2-го акта ‘Женитьба Фигаро’, несомненно, является одним из крупнейших острых ощущений в жизни для любого музыканта?! “Сотворение” Гайдна имеет прекрасную флейтовую партию. И многие его симфонии имеют привлекательные, дерзкие флейтовые соло, играть которые просто восторг.

"Героическая " симфония Бетховена, как и все его Симфонии, использует инструмент на пределах его возможности. И это как вызов и это меня вдохновляет. Музыка обращается прямо к душе, поэтому получается очень эмоционально.

Ранние инструменты французской музыки, которые необходимы для музыки Берлиоза, создают удивительные полупрозрачные оркестровые краски, которые были далеко впереди своего времени. Например, " Фантастическая симфония " 1830, Romeo & Juliette 1839 году, Nuits d'ete 1841 году.

Я думаю, что лучший ответ на этот вопрос заключается в том, что мой любимый репертуар - это то, что я играю сегодня!

СКОЛЬКО ЖЕ У ВАС ФЛЕЙТ? ВСЕ ОНИ ИЗ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ПЕРИОДА, ИЛИ ОНИ МЕНЯЮТСЯ?

Возможно, около 20? И они разные! Здесь у меня:

  • 3 модели раннего барокко Ля = 392hz (1 французская и 2 немецких),
  • 3 модели середины 18 века барокко флейты,
  • 5 моделей ранней классической модели с четырьмя или шестью клапанами,,
  • 4 модели с восемью клапанами классические флейты,
  • 4 модели с восемью и десятью клапанами конические флейты 19 века,
  • прекрасный серебряный Rive и деревянный Rudall Carte немецкой системы

Я подсчитала 21, но я думаю, что сзади, в шкафу может быть больше! Исполнителю на инструментах разных периодов желательно иметь соответствующие флейты для каждой эпохи и страны. Ведь инструменты менялись и развивались с разной скоростью в разных странах.

По крайней мере, они дешевле, чем струнные инструменты! Буду рада всем, кто будет смотреть мои видео уроки на замечательном сайте www.principalchairs.com

И надеюсь, что скоро они будут переведены и на русский язык.

Видео уроки на нашем сайте

Видео урок барочной флейты профессора Королевской Академии Музыки в Лондоне Лизы Безносюк. Оркестровые трудности для барочной флейты Бах: Страсти по Матфею

Видео урок барочной флейты профессора Королевской Академии Музыки в Лондоне Лизы Безносюк. Оркестровые трудности для барочной флейты Бах: Страсти по ИОАННУ