Клэр Уикс, первая флейта оркестра Английской национальной оперы, Лондон


флейта, известный флейтист

Клэр Уикс, первая флейта оркестра Национальной оперы, Лондон

Вы учились в специальной музыкальной школе Chetham,s. С позиции сегодняшнего дня, какова ваша точка зрения на специальные музыкальные школы?

Я пришла в Chetham,s из обыкновенной общеобразовательной школы, поэтому разница была очень большая. Это дало мне необходимый толчок, и я получила хороший фундамент для дальнейшего обучения, а также необходимый опыт развития в конкурентной среде. А также понимание, что можно на несколько лет забыть, что есть в этой жизни что-то еще кроме занятий.

Вы должны быть очень жизнерадостной личностью, чтобы выдержать это давление и четко понимать, почему вы хотите стать музыкантом. Самое замечательное, что произошло со мной в Chetham,s – это встреча с моим педагогом – Катериной Бэйкер! И именно там началась моя любовь к камерной музыке. Все это оказалось для меня бесценным подарком!

Вы закончили университет в Оксфорде и Королевскую Академию музыки. Есть ли разница в подходе к музыкальному образованию в этих учреждениях?

Я рекомендую Оксфорд для тех, у кого есть академический интерес.

Однако, если вы стремитесь стать профессиональным исполнителем, вам потребуется для этого огромное количество мотивации, так как главное здесь - это ученая степень. Мне очень повезло, что у меня сразу сформировалось четкое представление о том, что я хочу быть флейтистом, поэтому я приняла решение заниматься, независимо от других обязательств, но при этом, не пропуская два или три эссе каждую неделю, что принято в такого рода заведениях.

Я помню, как в течение первого семестра в Оксфорде я хотела получить полный университетский «опыт», поэтому я спала три или четыре часа в сутки и, была полна решимости вставать рано и заниматься, но и найти силы, чтобы пойти куда-нибудь вечером!

В Оксфорде у меня был самый замечательный преподаватель флейты - Майкл Кокс! Это была отличная мотивация, чтобы много заниматься, потому что для Майкла не могло быть никаких оправданий!. Я часто ездила в Лондон на уроки рано утром, чтобы успеть к нему на урок до того как начнется репетиция в оркестре BBC Symphony.

С исполнительской точки зрения, в университете было много возможностей — один или два концерта каждый семестр и помимо этого игра в оркестре и большие возможности для камерной музыки. Если выбирать между университетом и музыкальным колледжем, то университет нужно выбирать, если у вас есть подлинная заинтересованность в углубленном изучении музыкальных предметов. Если у вас пытливый ум, то вы будете действительно наслаждаться этим.

После учебы в Оксфорде, я поступила в Королевскую Академию музыки. Академия отличалась от университета, но идеально подошла для меня в том плане, что помогла мне интенсифицировать мою работу для достижения конечной цели: Игры на профессиональном уровне. Конечно, курс на степень “Мастера” уделяет пристальное внимание вопросам подготовки к карьере в оркестре, как устроиться на работу, так что он в шаге от теоретической к практической стороне музыки.

Как вы преодолели временной разрыв между окончанием Академии и временем, когда вы получили контракт?

Я старалась посылать заявки на все прослушивания в оркестр, какие были возможны на тот период. Для меня было очень важно не останавливаться, двигаться вперед и хвататься за каждую возможную работу.

Неожиданно, я поняла, как полезно стало для меня участие в конкурсе Aeolus International Wind Competition (в Дюссельдорфе) сразу же после того как я закончила колледж.

Я никогда в жизни не любила конкурсы. Однако этот конкурс оказался для меня необходимой мотивацией продолжать занятия и стремится улучшить свою игру, что было для меня весьма актуально на том момент. Это также позволило мне выйти из зоны комфорта с таким невероятно требовательным репертуаром. Так, например, в первых двух раундах был:Berio’s Sequenza и Jolivet Concerto ( играть нужно было наизусть) а также Joueurs de Flute; W.F. Bach Sonata, Prokofiev Sonata; L’apres midi d’un faune и Roxburgh’s Stardrift — достаточно, чтобы каждый почувствовал себя крайне занятым!

Как вы готовились для прослушивания в оркестр Английской оперы? И было ли в чем-то отличие от прослушивания в другие оркестры? Какой совет вы могли бы дать студентам?

Для меня это было первое прослушивание для оркестра оперного театра. Список оркестровых отрывков был совершенно другой. Совпали только Леонора Бетховена, Кармен Бизе и Бриттен – "Четыре Интерлюдии Моря". Из-за того, что в колледже мы много часов занимались оркестровыми отрывками, заниматься ими перед прослушиваниями быстро надоедает. Поэтому новый список был как глоток свежего воздуха.

Не обошлось без казуса. Мне нужно было выучить отрывок из Götterdämmerung (эта опера идет четыре с половиной часа) и я не знала, в какой части будет нужный мне отрывок. Я прослушала все произведение, и этот отрывок был в последние пять минут. Я получила положительный опыт и знание, что нужно прослушать несколько разных записей одного и того же оркестрового отрывка, особенно если у вас лимит времени. Это поможет вам на прослушивании чувствовать себя уверенно в том, что вы знаете текст вдоль и поперек.

Такие ресурсы как Spotify и Youtube помогут вам, особенно если вам не хватает опыта, и вы не знаете, как звучит отрывок с оркестром в контексте всего произведения.

Хочу дать совет по поводу темпа. Если вы играете в неправильном темпе, это значит, что вы плохо сделали свою домашнюю работу.

Мне помогало то, что я слышала в своей голове остальную часть оркестра. Это давало мне психологическое внедрение за пару тактов до вступления. Прослушивание произведения полностью поможет вам играть более прочувствованно, и поможет не нервничать из-за того, что вы стоите перед панелью прослушивания в полном одиночестве!

Какая на ваш взгляд главная разница между выступлениями в составе студенческих оркестров и профессиональном оркестре?

В профессиональных оркестрах  чрезвычайно высокий стандарт и оркестры Великобритании хорошо известны их требованиями к читки с листа. Скорость, с которой меняется репертуар в оркестрах, совершенно невероятна. Случается, что первый раз, когда ты видишь ноты, происходит непосредственно во время представления. В студенческих оркестрах все происходит постепенно - это часть учебного процесса.

Как студент, попадая в профессиональные оркестры в первый раз, вы не можете подделать опыт, но вы можете компенсировать его большим количеством подготовки. Остальной оркестр, знает любой стандартный репертуар вдоль и поперек. Так что вы должны знать вашу часть и как она вписывается в профессиональный оркестр.

Я думаю, что именно в этом разница отношения между студенческими и профессиональными оркестрами.

В профессиональной среде большинство людей гораздо спокойнее — никто не хочет сидеть рядом с кем-то, кто явно не уверен или параноик или слишком озабочен своими проблемами.

Кроме того, если вы будете играть под большим давлением каждый день, то единственный способ справиться с волнением, это получать удовольствие от игры и от общения с коллегами.

Какой совет вы могли бы дать студентам, которые уже закончили колледж и начинают свою карьеру?

Самое главное – вы должны найти способ выжить в финансовом плане.

Если вы все еще ждете, когда для вас появиться работа в оркестре, то я посоветую вам начать давать частные уроки, чтобы иметь средства оплачивать коммунальные платежи.

Если вы серьезно настроены, чтобы дождаться места в оркестре, то постарайтесь соблюдать баланс в том, что вы вынуждены делать, чтобы сохранить энергию для ежедневных занятий.

Для музыки, для того, чтобы привыкнуть играть с другими людьми, я думаю, необходимо играть как можно больше камерной музыки: с любыми оркестрами, и даже с друзьями, если это возможно. Вы никогда не пожалеете о времени, которое вы потратите занимаясь, например, интонацией.

Еще я бы посоветовала не пропускать все возможные концерты — ничто не заменит живого восприятия музыки, учитывая тот факт, что существует много дешевых билетов для студентов.

Также я советую собирать мнения разных педагогов, посещая мастер классы – продолжая свое образование и развивая свое исполнительское мастерство.

Оркестровые Академии могут стать необходимой ступенькой и помогут проявить себя и поработать с хорошими музыкантами.

Может это прозвучит странно, но я советую проходить прослушивания как можно чаще. Вы никогда не знаете, к чему это может привести. Вам нужно привыкнуть, зная свою выносливость, зная, как вам нужно заниматься перед прослушиванием, знать, что происходит с вашей нервной системой. Это все будет бесценным опытом. Вы ведь не хотите испытать все это в первый раз, когда вы придете на прослушивание, чтобы получить работу вашей мечты?

Интервью Майкла Кокса

"Итак, это великая вещь – понимать, о чем говорит музыка. Многие теперь в состоянии играть невероятно хорошо и очень виртуозно с артикуляцией и т.д. и т.п. Но я думаю, что этого не достаточно. Я недавно давал уроки кое-кому, кто является признанным флейтистом и дает сольные концерты в самых лучших залах по всему миру, но не имеет понятия о гармонии. Так что я давал им уроки гармонии. Серьезно! Так что многие люди просто упускают некоторые из действительно важных строительных блоков, как музыкант, а не как флейтист. И я хотел бы предложить удерживать баланс и в жизни и в искусстве в целом. Такие вещи, как философия, литература или что-то еще, может иметь для вас точку отсчета."  Читать дальше...


Видео урок первой флейты Национального оркестра Италии Андреа Оливы. Оркестровые трудности для флейты Бетховен: Леонора Увертюра

Видео урок первой флейты симфонического оркестра Би-Би-Си, Лондон Майкла Кокса. Оркестровые трудности для флейты Бриттен: Четыре Интерлюдии Моря