Клэр Саусворт (Clare Southworth), профессор Королевской Академии Музыки, Лондон

Клэр Саусворт, профессор Королевской Академии музыки, Лондон
Как вы думаете, кто оказал на вас самое большое влияние в вашей профессии преподавателя флейты?
Самое большое влияние, вне колледжа, на меня оказали Вильям Беннетт и Джефри Гилберт. Каждый год я встречалась с ними в международной летней школе, где, сначала, я была студенткой, а потом начала преподавать флейту. Эти встречи стали для меня большой удачей!
Джефри говорил всегда о технике очень ясно и точно. Он мог сказать, что именно студент делает неправильно, посмотрев лишь один раз. И сразу назначал им лекарство: упражнения как улучшить а)б)с) И это все работало! Он всегда был в состоянии увидеть, что неправильно, и знал, как правильно с этим разобраться.
А Беннетт всегда говорил о музыке. О чувствах, об эмоциях, о настроении, о характере, которые влияют на музыку. И, конечно же, когда он играл концерты, для нас это были самые главные уроки.
Когда я была студенткой, концерты Беннетта были феноменальными. Для меня это было событием года! Пойти, послушать как Беннетт играет, а затем вернуться домой и попытаться воссоздать ту же энергию, какая была у него.
Советуете ли вы своим студентам посещать флейтовые концерты сейчас?
Я советую всем как можно чаще ходить на концерты и слушать всех. Очень многому можно научиться, просто слушая концерты. А также нужно слушать записи на YouTube, Spotify и т.п.

Ваша карьера педагога началась в летней школе, о которой вы только что говорили?
Не совсем. Мне повезло в том, что когда я начинала второй курс, мне предложили преподавать на подготовительном курсе при колледже, для детей, и когда мне исполнилось 24 года я начала преподавать в самом колледже. Самый первый свой летний флейтовый курс я провела в 1989 году в Англии. Мы арендовали красивый особняк, который стоял на краю озера с потрясающим видом из окон. В верхней части дома была огромная комната размером с концертный зал, где я проводила утренние занятия.
Для этих занятий я написала много разных упражнений и раздала эти упражнения в первый день курса. Именно так появилась книга “Аэробика для флейты”. Это книга – сборник упражнений. И, поскольку, в этом доме была плохая звукоизоляция, я решила, что эти упражнения нужно играть всем вместе. Итак, это и стало аэробикой для флейты.
Потом я написала более легкие упражнения и дала им название – “Легкая аэробика для флейты”. А так как мне всегда нравились секвенции, то я еще написала книгу “Секвенции”, которая сейчас используется в учебном плане Королевской Академии музыки в Лондоне. Моя самая последняя книга называется “Выражения цветом”. Эта книга объединяет все мои идеи о том, как сделать звук флейты более интересным.
Мы знаем, что кроме книг у вас еще есть веб сайт. Это продолжение книг или совершенно другое?
http://www.flutereboot.com – это что-то совершенно другое. Я решила использовать Интернет, чтобы вступить в контакт с флейтистами, которые, скорее всего, уже не играют на флейте по разным причинам, но хотели бы опять начать этим заниматься.Так что я хочу перезагрузить (reboot) их умение играть. Я думаю, что этот сайт для достаточно компетентных игроков, но главная идея этого сайта состоит в том, что любой флейтист должен и может играть все, что он хочет, но просто со своей скоростью. И каждый может выбрать для себя время для занятий и получить удовольствие.
На этом сайте мы работаем над аналогичными аспектами, что и в книгах, но я решила ввести больше музыкальных пьес, а не только музыкальные упражнения. При работе с сайтом для меня важно, чтобы появилось ощущение обучения, а не страх неудачи. Я надеюсь, что флейтисты будут пользоваться этим новым сайтом и найдут его полезным источником для развития своих флейтовых навыков.
Откуда пришла к Вам идея создания такого сайта?
Наверное, причиной стало мое опустевшее гнездо. Я родитель, у которого дети улетели из гнезда. Моя жизнь всегда делилась между образованием, работой и семьей и баланс всегда сохранялся. Потом дети уехали, и жизнь изменилась в одно мгновенье.
А еще я знаю, что когда я начала играть на флейте, то я была одной из тысяч. Это была эра Джеймса Галвея. Он многих вдохновил начать заниматься на флейте. У него была золотая флейта, и он сделал занятия на флейте веселыми и интересными. Потом очень многие из этих людей занялись другими делами и карьерами, но, возможно теперь они хотят вернуться к флейте, но бояться идти во флейтовый магазин или на флейтовый День, потому что они не уверены в своей игре. Мой сайт сделан так, что они могут заниматься, не выходя из дома, в своем темпе и в любое время.
Информация на этом сайте только для этих людей или также и для более профессиональных флейтистов?
Надеюсь, что этот сайт для всех. Мы уже выпустили первые несколько уроков, и я получаю отклики, что многие флейтисты находят для себя много полезного на сайте. Например, новые идеи, которые их вдохновили. Чтобы распространить новости об этом сайте я использовала свои флейтовые контакты и узнала, что многие говорят, что сайт им очень помогает. Всегда приятно получить неожиданно хорошие результаты работы.
Много ли у вас сейчас частных уроков и мастер классов?
Конечно много, но одновременно с этим я играю концерты. Мало учителей так делают, но я всегда думала, что игра улучшает преподавание, а преподавание – игру. Я всегда пытаюсь подключить концерт к мастер-классам и наоборот. Я езжу по всему миру, играю и даю мастер-классы. В особенности в США, Японии и в Европе.
А недавно я была в России. Это была моя первая поездка в Россию, и она оказалась очень захватывающей как с культурной, так и с музыкальной точки зрения. Москва мне показалась очень красивым и динамичным городом. Я провела там 10 дней. Работа была очень тяжелой, но интересной.
Основная сложность была в работе через переводчика. Мне приходилось каждый раз останавливаться, чтобы дать время переводчику закончить перевод. Из-за этого нарушался смысловой поток разговора, и это вызывало определенные трудности. Для меня было трудно сохранить ход мысли. Интересно то, что я полностью положилась на переводчика и совершенно не знаю, что детям было переведено. Я помню, что-то подобное в Японии, когда переводчик смеялся над моими шутками, но после перевода этой шутки аудитория молчала.
Что вы думаете о русской школе флейты?
Я было поражена высоким уровнем. Когда я была школьницей, я ездила по многим конкурсам и встречалась со многими русскими студентами, у которых в основном были очень плохие инструменты. Основные проблемы у них возникали из-за того, что их инструмент не давал им делать того, что они хотели с точки зрения звука и техники. В этой поездке я заметила, что инструменты у всех были очень хорошие, и поэтому у них не было этих проблем.
Средний уровень был очень высоким, и было много серьезных студентов, которые были полны энергии. Во время занятий я была очень вдохновлена их концентрацией и рвением к знаниям.
На этом мастер классе мы находились близко к друг - другу. Мы сидели по кругу, и я задавала им много вопросов. Через несколько дней ученики раскрылись и привыкли ко мне. В последний день, в классе с более юными студентами я решила провезти маленький конкурс, где, как приз, я решила раздать свои CD. Идея конкурса была в том, чтобы вывести их из зоны комфорта. Каждый должен был встать и что-то сыграть. Меня поразило то, что они не волновались и чувствовали себя очень комфортно. Я им об этом сказала в конце и одна девочка, которая очень хорошо говорила на английском языке, ответила: “Конечно, мы расслаблены, потому что вы нам позволили расслабиться в течение всей недели!” Я рада, что мой подход сработал.
Расскажите, пожалуйста о Вашей книге для начинающих флейтистов.
Это уже не книга, а еще один сайт. Сайт называется http://www.kickstartflute.com На этом сайте 24 Дуэта, которые написал Энди Скотт. Я помню, что когда я училась играть на флейте, то во всех книгах были или классические произведения или рождественские песни. Это было нормально, но скучно. Мне нравятся все жанры музыки, поэтому я попросила Энди написать 24 Дуэта в разных стилях. На этом сайте эти Дуэты вы сможете сыграть со мной или с вашим учителем. Или просто послушать, как звучит каждая в целом. Каждый урок сделан так, чтобы к концу урока вы смогли сыграть этот Дуэт. И, конечно же, самое важное, этим можно заниматься в любое удобное для вас время с вашим компьютером или Ipad.
|
|
Гаретт Дэвис, первая флейта Лондонского Симфонического Оркестра (LSO):
"Есть вещи, которым я могу научить и которым я не смогу. Например, я не смогу научить вас, как получить правильный элемент фантазии в соло в Daphnis, или как получить правильную смесь пафоса в Mahler 10. По многим причинам я не хочу этого делать..." Узнать больше ->>


Экс-первая флейта Лондонского Симфонического Оркестра (LSO), профессор Королевской Академии Музыки в Лондоне Пол Эдмонд-Дэвис (учитель Гаретта Дэвиса):
"Так что мой совет студентам, закончившим музыкальный колледж, будет заключаться в следующих вопросах:
-“Каковы ваши другие интересы, кроме игры на флейте?”
-“Каким образом вы могли бы объединить этот интерес с игрой на флейте или с музыкой в целом?”
-“У вас есть друзья или коллеги, с которыми вы могли бы создать проекты?”
-“Вы когда- нибудь думали о том, чтобы работать за границей?”" Узнать больше->>