ГИТТА МАРКУСОН : СОВЕТЫ ИЗВЕСТНОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФЛЕЙТЫ


преподаватель флейты

Гитта Маркуссон, преподаватель флейты, профессор Королевского музыкального колледжа, Лондон

конкурс для флейты

Молодежный учебный оркестр Метрополитен Опера 2017

конкурс для флейты

Международный музыкальный фестиваль в Праге

конкурс для флейты

Международный конкурс для флейты им.Нильсена в Женеве 2018

конкурс для флейты

Международный телевизионный конкурс Щелкунчик

конкурс для флейты

Международный конкурс для флейты им. Фредерика Кулау в Германии 2017

СОВЕТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФЛЕЙТЫ, КОТОРАЯ ВОСПИТАЛА ЦЕЛУЮ ПЛЕЯДУ ЗВЕЗД НА ЕВРОПЕЙСКОМ ФЛЕЙТОВОМ НЕБОСКЛОНЕ:

ГИТТА МАРКУССОН: Я СТАРАЮСЬ НАУЧИТЬ СТУДЕНТОВ, ЧТОБЫ ОНИ БОЛЬШЕ ВО МНЕ НЕ НУЖДАЛИСЬ, А ВМЕСТО ЭТОГО НАЧАЛИ БЫ УЧИТЬ СЕБЯ САМИ, ПОСТОЯННО ЗАНИМАЯСЬ. ВЫ ДЛЯ СЕБЯ САМЫЙ ЛУЧШИЙ УЧИТЕЛЬ. 

Студент должен иметь краткосрочные и долгосрочные цели: вот после этого часа занятий я буду в состоянии ... на следующей неделе я смогу ...... к Рождеству я смогу .......  к Пасхе я смогу ..... и др. В начале у всех нас есть большая куча "не могу" и не очень большая куча "могу". Если студент не знает, что в какой куче, то сделать быстрый прогресс будет затруднительно. Если занятия будут структурированы, то студент должен увидеть, что куча "не могу"  сокращается, а "могу" нарастает неделя за неделей.

Сохранение нити между уроками имеет жизненно важное значение для прогресса студента.

-Как преподаватель флейты, я вижу, что студенты не чувствуют этого даже на продвинутом уровне, и поэтому я записываю основное, что я говорю на уроках и всегда слежу за тем, чтобы мы обсудили предыдущий урок. Возможность обнаружить проблемы / слабости в игре студентов и дать им очень четкий диагноз  и путь  быстрого улучшения (без усложнения вещей) является важным аспектом обучения.

Серьезные проблемы с флейтой редки и в большинстве вещей можно разобраться довольно мгновенно. Психология обучения имеет жизненно важное значение на любом уровне, не последнюю очередь с очень хорошими флейтистами, которые также  много думают.

Для преподавателя флейты, возможность настроиться на каждого отдельного студента необходима для совместной работы.

-Не должно быть такого, чтобы учить двух флейтистов одинаково. И они не должны звучать одинаково!Раньше я очень много показывала на уроке, и к моему ужасу я заметила, что все они начали звучать как “Гитта-иш ", так что я теперь намного осторожнее, особенно когда дело доходит до изучения репертуара. Но, с другой стороны, при обучении основам, я считаю, демонстрация действительно полезна.

Лучший преподаватель флейты, которого только можно найти – это вы сами!

-Важно помнить, что вы уже благословлены лучшим преподавателем флейты, которого только можно найти – это вы сами. Люди всегда хотят найти идеального учителя, чтобы разобраться в своих проблемах, но, в конце концов, вы сами с собой все время, в то время как учитель будет видеть вас только раз в неделю.

Многие подписчики нашего сайта - это молодые профессиональные музыканты, которые балансируют между работой фрилансеров, педагогов и т.п. Если у людей ограниченное время для занятий, чему бы вы порекомендовали уделять особое внимание? Существует ли определенный минимум?

-Наименьшее время занятий часто лучше время занятий! 3 минуты это очень долгое время, если вы занимаетесь хорошо. Попробуйте найти то, что работает для вас и сочетать тон, технику и артикуляцию в одних и тех же упражнениях, таких например как секвенции.

-К тому времени, как вы начнете работать вы не сможете уделять час на тон, 2 часа на технику, час на артикуляцию, час на исследования и т.д., и в любом случае, вам и не нужно, когда вы  уже работаете! Если вы в поездке, то вы можете замечательно практиковаться на поезде, в самолете, на велосипеде или автомобиле. Вам не нужно дуть во флейту, чтобы разучивать репертуар.

-Вибрато и дыхание лучше всего делать без флейты, и для техники пальцев тоже хорошо время от времени обходиться без инструмента. Занятия с карандашом весьма полезно, и вы можете видеть, что делают ваши пальцы. Занятия - это искусство, о котором большинство из нас, к сожалению, узнают очень поздно в нашей карьере. Обучение как заниматься, прежде чем начать заниматься, экономит вам много часов напрасно сделанной работы.

Что особенного вы советовали студентам, чтобы структурировать свое время занятий?

Это как строительство пирамиды - первые несколько слоев занимают много времени, но затем слой за слоем становится все быстрее.

-Есть несколько существенных вопросов, на которые должны ответить все студенты, чтобы сэкономить время занятий:

  • Что выбрать для занятий?
  • Как заниматься?
  • Сколько?
  • Что я пытаюсь достичь (краткосрочные / долгосрочные цели)?

-Это как строительство пирамиды - первые несколько слоев занимают много времени, но затем слой за слоем становится все быстрее. Если слой является твердым, опираться на него не проблема - это всего лишь вопрос времени. Но если один камень качается, то нет никакого смысла идти дальше, пока он не станет твердым.

-Часто я вижу студентов, забравшихся высоко на пирамиду с качающимся фундаментом. Неудивительно, что они не получают работу! Да, все мои студенты получают индивидуальный график занятий, который мы регулярно меняем в соответствии с их потребностями.

Большая часть наших подписчиков не получили специального музыкального образования, какое например получают в специальных музыкальных школах или на специальных духовых факультетах университетов. Чем будут отличаться советы для обучения начинающих и продвинутых студентов?

-Разница между обучением начинающих, средних и продвинутых студентов не такая большая, как можно было бы подумать. Всем возрастам нужен правильный баланс в рационе питания, просто в разных количествах и, возможно, по-разному. Ребенку необходимы овощи, но чтобы он их съел, они должны быть порезаны как-то увлекательно и смешно. Нет сомнений, что они им необходимы!

Самое главное правило: не допустить, чтобы начинающий студент ушел с плохой техникой, которую впоследствии нужно будет исправлять. Это занимает гораздо больше времени, чем научить их должным образом с первого раза. 99% начинающих флейтистов имеют идеальный амбушюр с первого дня. 

-Обучение тоже должно проходить весело, и я думаю, что большинство молодых студентов с удовольствием занимаются над тоном, техникой и артикуляцией, когда их правильно учат. Самое главное правило: не допустить, чтобы начинающий студент ушел с плохой техникой, которую впоследствии нужно будет исправлять. Это занимает гораздо больше времени, чем научить их должным образом с первого раза. 99% начинающих флейтистов имеют идеальный амбушюр с первого дня.

Когда неопытные учителя позволяет студенту играть слишком сложные вещи слишком рано - начинаются неприятности.

-Только тогда, когда неопытные учителя позволяет студенту играть слишком сложные вещи слишком рано - начинаются неприятности. Это как начать изучать вторую октаву до того как поддерживающая система начнет работать или быстро играть с неправильной позицией пальцев или с неконтролируемыми пальцами.

Не спешите закончить все первые учебники для начинающих. Я рекомендую, чтобы все сначала получилось в нижнем регистре. Научите начинающего студента дышать и поддерживать должным образом, и они не будут тратить годы на переделку амбушюра, с которым они не смогут играть гармонии или разрабатывать широкий диапазон звука.

Есть ли какой-то конкретный учебник, без которого вы не представляете себе обучения?

-Ноутбук. Я записываю, что я говорю на уроках и мне нужно убедиться, что мои студенты тоже записывают непосредственно после или во время урока  - это очень полезный инструмент! Все мои студенты пользуются учебником Тревора Уайя, который является хорошей дозой витаминов, если вы знаете, как применять его на практике.

Чаще всего студенты имеют все учебники, известные человечеству, но не знают, как ими использоваться! Moyse Ton Development Throught и 24 Melodic этюдов, конечно необходимы как и 25 мелодических этюдов и 50 вариаций Bach's Allemande. Список никогда не кончается, и я использую "старые добрые учебники" все время.

Кто были вашими учителями?

-Мой брат (перкуссионист, он работает с Датским оркестром радио), Тревор Уэй, Клэр Саусворт, Патрисия Линден, Рахель Браун, Патрисия Моррис, магнитофон, мои студенты и я! Расскажите, пожалуйста, о ваших собственных ежедневных занятиях. Я чрезвычайно структурированный и дисциплинированный человек, что всегда помогает мне в моей практике, которая в настоящее время центральная часть в моем преподавании.

-У меня было куча ноутбуков с 12-ти лет с графиками моих занятий! У меня есть мои записи как я занималась над тоном, техникой, артикуляцией, гаммами, этюдами и пьесами с моими собственными комментариями. Я делала это в течение многих лет, комментируя, что я думаю, а затем заново прослушивала спустя какое-то время.

-Наполовину мои комментарии не  соответствовали моей игре! Эти уроки стоили сотни занятий с преподавателями, они были дешевле, и они заставили меня стать хорошим учителем тоже! Боже мой, вы, люди, которые не знают меня, наверно думаете, что я сумасшедшая (а вы, кто так думаете - молчите!).

Я делала правильные вещи на своих занятиях с самого раннего возраста: тон, техника, артикуляция, интонации, гаммы, этюды и все пьесы в огромных количествах. К сожалению, никто не сказал мне, КАК это делать, и в результате, когда я приехал в Манчестер в возрасте 19 лет: "начинай все сначала".

-Я никогда официально не поступала в RNCM, но делала все, обучаясь частным образом. У меня нет официальных бумаг на мое имя, нет бумаги, где говорится, что я могу все это делать, но нет и необходимости оплачивать студенческий кредит. К счастью, я всегда любила заниматься, так что я была более чем счастлива, когда запиралась в комнате в 6:30 и уезжала поздно вечером.

-В течение целого года я не играл ни одной пьесы, но у меня было большое желание заниматься основой. Какое невероятное чувство было через несколько месяцев, когда все начало становиться на свои места, и я могла пойти на урок с Тревором и доказать, что у меня не такой резкий звук, как он говорил.

В течение первых трех месяцев обучения, все, что я слышала неделями, было: "Ты резкий Викинг!" Он был прав! Я была резкой, что не так уж странно, когда у вас амбушюр, у которого уголки рта находятся за вашими ушами! Спасибо Тревору за то, что он говорил мне это - если бы я осталась в Дании, я бы до сих пор была бы резкой!

Сегодня время занятий ограничено, и я поддерживаю форму, играя гаммы в бесконечных вариациях. Я играю их и всегда пытаюсь найти новые способы, чтобы сохранить функционирование мозга и держать фокус. Гаммы - это большая практика, можно сосредоточиться на том, что необходимо только в тот день. Вы можете превратить их в упражнения для тонуса, техники, артикуляции, гибкости или чего угодно.

Как вы думаете, дети, которые учатся в специальных музыкальных школах, таких как Читемс, имеют большее преимуществ перед теми, кто учится в обычных музыкальных школах?

-Есть, конечно, много преимущества в специальных музыкальных школах. Стол всегда накрыт для вас (что не всегда хорошая вещь!) Вы получаете полный пакет к вашему основному инструменту: и фортепиано, и камерную музыку и ансамбли, и оркестр, и классы и т.д.

-Я думаю, что вы быстрее продвигаетесь, даже просто находясь в этой среде, где каждый делает то же самое. Самое главное - у вас есть платформа, и вы привыкаете к выступлениям с самого раннего возраста.

-Система выступлений в Читемс были превосходны с бесконечными возможностями концертов. Конечно, это также зависит от обстоятельств, от самого студента и, самое главное, от их учителя. Все мои шестнадцать лет в Читемс я жила в школе три ночи в неделю и четыре ночи раз в две недели при поездках из Швеции.

-Я могла видеть своих студентов каждый день во время моего пребывания в течение двух-трех уроков, занятий, обедов, ужинов, чтобы слушать их  или слушать их репетиции с концертмейстером - все это бесценно! Климат в школе-интернате жесткий, и для молодых студентов это гораздо важнее, чем хорошие уроки на флейте.

Отправляясь в  специальную музыкальную школу, это один из способов получить это, но это абсолютно не является необходимостью! Это имеет много недостатков тоже, но это во многом зависит от личности.-

-В конце дня вы хотите видеть здоровых людей, которые могут заботится о себе. А играют ли они на флейте или нет, не имеет значения! Вы автоматически живете под давлением, что вы должны стать музыкантом, если вы провели детство в специальной музыкальной школе.

Есть ли у вас советы по подготовке к оркестровым прослушиваниям?

-Мой опыт позволяет мне сказать, что вы не должны прослушиваться для работы, если вы не верите, что можете выиграть ее. Многие студенты делают прослушивание только для того, чтобы получить опыт в прослушиваниях - это почти становится стилем жизни! Но, когда это действительно имеет значение, и вам действительно нужна работа- это совершенно разный подход.

-Тело ведет себя совсем по-другому, когда это действительно имеет значение. Опыт, который вы получили, когда вы просто "сделала это для забавы" не поможет. Вы должны приучить себя быть всегда на пике работоспособности. Прослушивание за рабочее место плохо оплачивается и отнимает много времени, поэтому убедитесь, что вы будете лучшим!

Посоветовали бы Вы, чтобы Ваши студенты подписывались для использования такого сайта как  www.principalchairs.ru?

-Обязательно, что я уже и делаю. Я хотела бы, чтобы подобный ресурс был доступен, когда я была студенткой!

Интервью Клэр Саусворт

"Когда я была школьницей, я ездила по многим конкурсам и встречалась со многими русскими студентами, у которых в основном были очень плохие инструменты. Основные проблемы у них возникали из-за того, что их инструмент не давал им делать того, что они хотели с точки зрения звука и техники. В этой поездке я заметила, что инструменты у всех были очень хорошие, и поэтому у них не было этих проблем." Читать дальше >>>>


Наши видео уроки

представляют собой учебник оркестровых трудностей Для Флейты. На сайте представлены видео уроки первых флейтистов симфонических оркестров и оркестров оперных театров Европы.

Название видео уроков

полностью совпадает со списком оркестровых трудностей для флейты, который существует в Европе для прослушивания в оркестр. Сайт может быть полезен не только студентам , но и профессиональным музыкантам для разучивания нового оркестрового репертуара.

мастер класс флейта

Гаретт Дэвис, первая флейта Лондонского Симфонического оркестра (LSO)

мастер класс флейта

Андреа Олива, первая флейта национального симфонического оркестра Санта Чечилия, Рим


мастер класс флейта

Эмили Бейнон, первая флейта симфонического оркестра Концертгибау, Амстердам

мастер класс флейта

Денис Лупачев, первая флейта оркестра Мариинского театра, Санкт-Петербург

мастер класс флейта-пикколо

Кристофер Грин, пикколист оркестра театра Ковент Гарден, Лондон