ВИССАМ БУСТАНИ: АНГЛИЧАНИН С БЛИЖНЕГО ВОСТОКА


известный флейтист

Виссам Бустани, профессор Королевского Северного колледжа, Манчестер

КАК ВАША УЧЕБА ПОДГОТОВИЛА ВАС ДЛЯ ИГРЫ В ОРКЕСТРЕ?

Виссам Бустани: Честный ответ будет: "моя учеба меня не подготовила” - это было, конечно, по крайней мере, частично, по моей вине, но я также считаю, что ни одно учебное заведение не может претендовать на то, что может полностью подготовить студентов флейтистов к проблемам разного уровня в нашей профессии. Слишком много непостоянных элементов на этих уровнях. И я верю, что самая лучшая школа, чтобы выучить эти уроки, называется “Жизнь”.

Так что я не виню мой колледж в моей неподготовленности.

Они, конечно, постоянно говорили мне, что карьера в оркестре это уже вытоптанная тропа и шаблон для карьеры флейтиста. Но я всегда был заинтересован в сольной карьере, как и в школе, так и в колледже и дальше. Это мечта сидела во мне очень глубоко и я должен был идти за своей звездой.

Я помню, что многие люди считали меня высокомерным, но я не мог игнорировать свои музыкальные инстинкты, чтобы поменять мнения других людей на счет того, что я делаю. Несмотря на мое негативное отношение к оркестровой работе, я сделал прослушивание в Европейский юношеский оркестр и попал туда.

Там я играл с лучшими музыкантами в мире, такими как очень молодой Сэм Коул, Жак Зун и Карен Джонс, и нами дирижировал музыкальный гигант Клаудио Аббадо. Меня просто снесло музыкой, людьми и энергией этой невероятной группой отобранных музыкантов. И это дало мне возможность стать первой флейтой Камерного оркестра Европы на 2-х летний период.

Мне очень повезло, что у меня была возможность почувствовать такую оркестровую игру с такой энергией и идеализмом.

В то же время я начал работать фрилансером в Лондонских оркестрах. Но профессиональная оркестровая сцена в Лондоне оказалась другой. И из-за этого я решился повернуться спиной к своим друзьям, коллегам и кумирам, потому что моя мечта была слишком сильной, чтобы от нее отказаться.

ВЫ НАЧАЛИ РАБОТУ В КАМЕРНОМ ОРКЕСТРЕ ЕВРОПЫ СРАЗУ ЖЕ ПОСЛЕ ЕВРОПЕЙСКОГО ЮНОШЕСКОГО ОРКЕСТРА?

Да. Когда я был в юношеском оркестре, то Европейский Камерный оркестр только был создан. И в нем играли многие лидеры из юношеского оркестра. Это были отобранные музыканты, у которых была энергия и идеализм юношеского оркестра. Клаудио Аббадо был в расцвете своей карьеры, и Камерный оркестр Европы был задуман как Концертный оркестр и работал только 6 месяцев в году.

БЫЛИ ЛИ КАКИЕ-ТО КОНЦЕРТЫ, КОТОРЫЕ ВАМ ОСОБЕННО ЗАПОМНИЛИСЬ С КЛАУДИО АББАДО?

5-я Симфония Малера с Аббадо была космическая. Все вокруг Клаудио было таинственно и волшебно и он всему бросал вызов. Его жестикуляция, его застенчивый характер, его животный драйв на концертах, его уникальная способность слушать и его талант в расширении возможностей для музыкантов с минимальным опытом - все это сделало из него дирижера, который заслуживал доверия и уважения всех музыкантов. Он всегда знал, как добиться нужного результата.

Еще одна интересная вещь насчет Клаудио - это его умение заставить духовиков играть чисто

Нужно чтобы вокруг него были молодые идеалистически настроенные музыканты. Для этого он организовал очень много юношеских оркестров, откуда многие музыканты перешли в профессиональные оркестры, которыми он дирижировал. Еще одна интересная вещь насчет Клаудио - это его умение заставить духовиков играть чисто.

Он просто на нас смотрел и дышал с нами и этого было достаточно.

Он просто на нас смотрел и дышал с нами и этого было достаточно. Он внушал чувство глубины, плавности, уверенности, доверия, и атмосфера, которую он привносил в наше вступление неизбежно заставляла нас играть чисто. Он был музыкальным гением.

КОГДА ВЫ НАЧАЛИ ИГРАТЬ В ОРКЕСТРЕ, ПОМЕНЯЛСЯ ЛИ ВАШ ПОДХОД К ЗВУКУ И ВЫСТУПЛЕНИЯМ?

Знаете, когда вас кидают в воду - вы учитесь плавать. Это самое лучшее описание того, что я прошел. Когда я был молодым, то адаптировался к ситуациям и не всегда понимал всю сложность того, что происходит вокруг. Аналитическая часть нашего мозга только позже начинает действовать . Моя наивность защищала меня от закостенения, от бесконечного анализа ситуаций, от создания ненужных барьеров внутри меня и моими коллегами.

Но я помню несколько моментов, когда я не подходил вообще ( конечно, это иногда со всеми нами происходит). Один из таких моментов произошел, когда я работал с Аббадо и Лондонским Симфоническим Оркестром (LSO) сразу же после тура с юношеским оркестром. Контраст в настроении, ожиданиях и условиях был очень трудный для меня. Во-первых, некоторые из более старых членов оркестра были против, чтобы Клаудио посадил молодого флейтиста посреди них.

Я нашел очень хорошего друга, соратника и наставника в лице Питера Ллойда, который взял меня под свое крыло с добротой и великодушием.

Некоторые другие члены духового отдела, особенно один человек, относился ко мне свысока и постоянно пугал. Меня это особо не беспокоило, потому что я знал, что нахожусь в начале своей карьеры. А он был старым и кислым человеком. Во-вторых, еще одно большое отличие было в том, что каждый член Европейского юношеского оркестра бросал всю свою энергию на ноты которые были перед ним, а оркестранты в Лондоне подходили у этому более тонко, обтекаемо, с нюансами, обдуманно и для меня это был шок. Но я быстро начал обучаться.

Вот именно этому, я думаю, вас в колледже не научит даже самый лучший способ обучения – это когда вас образно говоря бросают в воду и вы начинаете общаться с людьми вокруг вас не смотря на их уровень и обстоятельства.

Некоторые из них поддерживали советами, а другие были грубыми и оскорбительными. Но я это все мотал на ус, потому что их поведение было отчасти из-за моего цинизма  и отсутствия гибкости.

Я это знал, потому что замечал когда Аббадо что-то нравилось или нет.

Я видел выражение его лица, когда он должен был справляться с негативом профессиональных музыкантов.

После работы с молодыми идеалистичными музыкантами, самые большие перемены, которые от меня потребовались, в основном не имели никакого отношения  к флейте, а в основном относились к моему отношению принадлежности к группе.

ЧТО ИЛИ КТО ДАЛ ВАМ УВЕРЕННОСТЬ НАЙТИ ВАШ СОБСТВЕННЫЙ ГОЛОС ФЛЕЙТЫ?

Я думаю, что у нас нет другого выхода, как только принять самих себя такими, какие мы есть.

Я думаю, что моя природа солиста часто останавливала меня, чтобы не попасть под чужое влияние. Я был слишком неуправляемым, и возможно, слишком самоуверенным. Я даже был в состоянии противостоять Аббадо, хотя поклонялся ему. Это часть моего характера заставила меня поверить в себя. Но иногда она меня приостанавливала и ограничивала. Я думаю, что у нас нет другого выхода, как только принять самих себя такими, какие мы есть. Мой путь к обретению своего собственного голоса на флейте начался пару дней спустя после того как я закончил колледж.

Однажды утром я решил начать заниматься и начал импровизировать в течение 10 минут вместо того чтобы играть свои обычные этюды.

Эти 10 минут взорвали мой мозг и изменили меня навсегда!

Я часто слышал об импровизации в колледже, но никогда этим не занимался, потому что я не чувствовал себя уверенным в гармонии и мне никогда не нравились джазовые импровизации которые все играли. Когда я начал играть в тот день, я первый раз заглянул в свое сердце

Я был поражен и шокирован тем, что я увидел и почувствовал. Я почувствовал огромные возможности того, что я теперь хочу делать.

Инстинктивно, я начал играть восточные гаммы, звуки мира в котором я родился. Они были во мне, но спящими и неиспользованными на протяжении многих лет, потому что я изучал музыку западной традиции. Мой звук был сырым, грубым и интенсивным.

Это настолько отличалось от того, чему  меня учили и я не мог понять, как мне удалось это утопить на такую глубину под бесконечными слоями техники и псевдо-науки. С этого дня я почувствовал, что заново родился!

Поэтому я призываю своих студентов импровизировать и придумывать свои упражнения

Инстинктивно я нашел надежный способ как достичь естественного способа игры, который помог мне увидеть, кто я. И как добавление к этому я начал чувствовать себя более комфортно с самим собой и постепенно начала появляться большая согласованность в моей игре, потому что я дул более естественно, меньше думая о том, какие мышцы должны быть использованы.

Поэтому я призываю своих студентов импровизировать и придумывать свои упражнения, а не основывать свои занятия на чужих исследованиях и выводах. Найти свой голос - это то, что вам нужно сделать самостоятельно.

КТО ПОВЛИЯЛ НА ВАС БОЛЬШЕ ВСЕГО В ВАШЕЙ ИГРЕ НА ФЛЕЙТЕ, И КТО ИЛИ ЧТО ПОВЛИЯЛО ИЛИ ВЛИЯЕТ НА ВАС С МУЗЫКАЛЬНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ?

Мне нравится думать, что я независимый. Когда я был моложе, я сходил с ума от восхищения/зависти/уважения определенных аспектов игры Вильяма Бенетта, Джеймса Галвея и Жана-Пьера Рампаля, а также целого ряда других  флейтистов, но у меня было жгучее желание открыть свой собственный голос и мою собственную магию.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Выступление Виссама Бустани

Интервью

Продолжение интервью Виссама Бустани:

"Для меня дисциплина означает: иметь мужество идти за своей мечтой, или: делать нужные вещи в нужное время. Для того чтобы чувствовать себя счастливыми, энергичными, целенаправленным и в форме мне нужно быть уверенным, что я могу разделить свои занятия на две категории (в указанном порядке):

  • долгосрочные планы занятий
  • краткосрочные планы занятий
  •            Читать дальше >>>

Видео уроки на нашем сайте

представляют собой учебник оркестровых трудностей Для Флейты. На сайте представлены видео уроки первых флейтистов симфонических оркестров и оркестров оперных театров Европы.

Название видео уроков

полностью совпадает со списком оркестровых трудностей для флейты, который существует в Европе для прослушивания в оркестр. Сайт может быть полезен не только студентам , но и профессиональным музыкантам для разучивания нового оркестрового репертуара.

видео уроки флейта

Эмили Бейнон, первая флейта симфонического оркестра Концертгибау, Амстердам

видео уроки флейта

Андреа Олива, первая флейта национального симфонического оркестра Санта Чечилия, Рим


видео уроки флейта

Майкл Кокс, первая флейта симфонического оркестра Би-Би-Си, Лондон

видео уроки флейта

Катерина Бриан, первая флейта Королевского симфонического оркестра Шотландии

видео уроки флейта-пикколо

Кристофер Грин, пикколист оркестра театра Ковент Гарден, Лондон