Выбрать страницу

Ян Кларк, композитор, флейтист, профессор Школы Гилдхолл, Лондон

Также читайте:

Первая флейта Berlin Staatskapelle Клаудия Штейн

Первая флейта Berlin Staatskapelle Клаудия Штейн

В современной музыке я чувствую особую свободу и способность делать вещи по своему. Меня это вдохновляет и позволяет найти новый подход и в традиционной музыке.

МЫ СПРОСИЛИ ЯНА КЛАРКА, КОМПОЗИТОРА, ФЛЕЙТИСТА, ПЕДАГОГА:

СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО В СОВРЕМЕННОЙ СИТУАЦИИ НУЖНО УМЕТЬ ДЕЛАТЬ НАМНОГО БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОСТО ИГРАТЬ НА ФЛЕЙТЕ?

-Это сложный баланс. Надо уметь сосредоточиться, чтобы преуспеть в какой-либо конкретной области. И в то же время развивать в себе навыки, чтобы найти возможности в других областях. Ведь для некоторых других специальностей тоже необходимо развивать и совершенствовать в себе много разных способностей. Я думаю, что нынешняя ситуация заставляет нас думать вне привычных рамок.  Я уверен, что возможно одновременно делать много разных вещей одинаково хорошо. Хотя в этом и есть свои сложности. Возможно, очень важно самому устраивать для себя возможности. А не ждать, когда кто-то их вам предложит.

Существует много жизненных историй, путей, по которым люди прошли в прошлом и идут в настоящее время. И, без сомнения, есть еще больше других дорог, которые еще не проявились.

Существует много жизненных историй, путей, по которым люди прошли в прошлом и идут в настоящее время. И, без сомнения, есть еще больше других дорог, которые еще не проявились. Я называю это «музыкант с портфелем«. Если подумать, то ведь музыканты всегда так жили. На это можно ответить, что в последнее время музыканты стали специализироваться. По крайней мере в какой — то степени. Но меня поражает, что пианисты и скрипачи с громкими именами не пишут своих собственных композиций, как это было раньше. На данный момент мир флейты заполнен разными персонажами, которые делают кучу разных вещей. И мы наблюдаем это в нашем флейтовом мире.

ОГЛЯДЫВАЯСЬ НАЗАД, С ТЕМ ОПЫТОМ, КОТОРЫЙ У ВАС ЕСТЬ СЕЙЧАС, МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ СКАЗАТЬ, ЧТО ВЫ ЗНАЛИ, ЧТО ВЫ СТАНЕТЕ КОМПОЗИТОРОМ И СОЛИСТОМ?

Нет ? я просто любил играть и сочинять музыку. Многие из вас знают, что это не было в моих планах. Мой путь проходил через специальность  «Математика» в Университете. И только потом я начал понимать, что музыка становится значимой для меня все больше и больше. Я продолжал заниматься все время и действительно не был уверен, к чему это все приведет. Мое обучение было необычным, что мое РЕЗЮМЕ и подтверждает.

КАК ВАШЕ МНЕНИЕ О ВАШЕЙ КАРЬЕРЕ ОТЛИЧАЛОСЬ В 20, В 30,И В 40 ЛЕТ?

Когда мне было 20 лет, я понял, что  хочу серьезно заняться музыкой. И знал, что мне придется очень много работать, чтобы что-то произошло. Когда мне было 30 лет, я засомневался, что я когда-нибудь заработаю достаточно, чтобы обеспечить свою семью. Но почему-то все равно не мог остановиться и продолжал идти вперед. Я написал «Оранжевый Рассвет» и «Великие Железнодорожные Гонки», когда мне исполнилось почти 30 лет. И они получили одобрение от людей, кто это слышал. Так что это было обнадеживающим. Тем не менее я писал их » просто так » и они не были частью «великого плана».

Когда мне было 40 лет и я получил имя на международном уровне, то я понял, что “флейтист — композитор” уже на самом деле происходит. Годы игры, напряженной работы, наряду со странной необходимостью периодически сочинять что-то на флейте означало, что мне было необходимо смотреть на мою карьеру по другому. Это произошло в то время, когда я понял, что мне надо делать, что я и сделал.

Я всегда был флейтистом, который делал и другие вещи, а не композитором, который играл на флейте

Я всегда был флейтистом, который делал и другие вещи, а не композитором, который играл на флейте … поэтому я считаю себя флейтистом-композитором. Хотя, между моими многочисленными публикациями флейтовой музыки и сотнями других вещей, написанных в соавторстве для фильмов и TV, нельзя сказать, что сочинительство просто еще одна вещь которую я делаю. Честно говоря, для меня играть на флейте легче, чем сочинять. Как вы можете себе представить, ситуация несколько более сложная, чем может показаться . Я только коснулся соавторства с  Simon Painter, а он был очень важной частью моей карьеры как композитора.

Более “флейтовые” вопросы. Используете ли вы «нестандартную аппликатуру»?

Я думаю, что многие флейтисты пользуются «нестандартной аппликатурой», которые они используют, чтобы помочь себе в различных ситуациях. Это подводит нас к вопросу о том, что мы подразумеваем под термином «стандартные аппликатуры», где несколько нот в высоком регистре, в частности, вызывают разные точки зрения. Интересно, что Эрвином Монро была опубликована книга «специальной аппликатуры» для профессиональных флейтистов, где он использует свой 40-летний опыт работы с Детройтским симфоническим оркестром. Все они относятся к разным оркестровым трудностям.

Я думаю, это говорит о многом в плане того, что он думает, по крайней мере. Вильям Беннет всегда говорит о ‘чувствительных’ аппликатурах и я редко встречал музыканта оркестра, который не имеет некоторых любимых штучек. Есть и другие книги, конечно. Я взял приемы из разных мест, а также экспериментировал сам. Если это работает, и звучит хорошо, то почему бы и нет.

Ваш последний альбом очень хорош, нам он очень нравится. Не могли бы вы рассказать, что вдохновило вас написать эти вещи ?

«Hatching Aliens» — «Вылупливающиеся инопланетяне»

Каждой пьеса имеет свою историю, которая меня вдохновила написать это. В случае с «Curves» я должен поблагодарить Филиппу Дэвис и Сару Ньюболд, за поддержку написать что-нибудь, чтобы играть на концерте факультета в Школе Музыки и Драмы Гилдхолл (GSMD). Когда я начал экспериментировать с некоторыми идеями, то я нашел хорошие мотивы которые подходили к названию «Curves», а потом оттуда они начали свою собственную жизнь. «Hatching Aliens» — «Вылупливающиеся инопланетяне» произошли из названия и маленького фрагмента музыки. Начало вещи «Soundscape» в оригинале было маленькой придуманной пьесой, которую я вынашивал уже много лет, а потом она вылупилась! Вот короткий рассказ! Касаясь «Ether», «Deep Blue» и «Beverley», все имеют личные истории, которые вдохновили меня их написать.