Выбрать страницу

Питер Верхоен, пикколист Royal Flemish Philharmonic, Бельгия

Также читайте:

Первая флейта Berlin Staatskapelle Клаудия Штейн

Первая флейта Berlin Staatskapelle Клаудия Штейн

В современной музыке я чувствую особую свободу и способность делать вещи по своему. Меня это вдохновляет и позволяет найти новый подход и в традиционной музыке.

КТО БЫЛИ ВАШИМИ УЧИТЕЛЯМИ И КТО ПОВЛИЯЛ НА ВАС КАК НА ФЛЕЙТИСТА?

После окончания учебы в консерватории Брюсселя я отправился в Париж, чтобы учиться у Иды Рибер. Но многое подчерпнул и в Англии на мастер-классах Джеффри Гилберта, Тревора Уая и Уильяма Беннетта.

У меня никогда не было учителя по пикколо! Моё первое пикколо было пластмассовым и на нём я начал играть в духовом оркестре. И первый мой успешный опыт прослушивания в оркестр был именно на пикколо. Именно игра на пикколо дала мне возможность работать фрилансером. Я всегда любил играть на пикколо. Думаю, что это что-то личностное. Мне кажется, что мне нравится та радость, которая присутствует в большом количестве в репертуаре для пикколо в оркестре.

На флейте я начал учиться в возрасте 9 лет и мне пришлось много работать, чтобы научиться формировать свой амбушюр. Это был трудный процесс, но он дал мне преимущество. И сейчас я легко могу переходить на разные флейты.

Я бы не назвал это совершенством. Но я обнаружил, что могу играть пассажи на пикколо с такой же легкостью, как я мог делать это на обычной флейте.

 

КАКОЙ У ВАС ЛЮБИМЫЙ РЕПЕРТУАР ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЙ?

Как у пикколиста, у меня в оркестре есть четыре самых любимых композитора. Это Шостакович, Малер, Равель и Стравинский. Но больше всего я люблю играть Симфонии Шостаковича. А ведь когда-то я думал, что репертуар соло для пикколо ограничен только полькой из Золотого Века.

Но благодаря американским пикколистам, таким как Jan Gippo, Zart Dombourian-Eby, Sarah Jackson, Cynthia Ellis, Lois Herbine и Christie Beard я нашел много интересных пьес. Я также начал проект с фламандскими композиторами. И уже сыграл премьеры и записал несколько действительно прекрасных новых пьес для пикколо и фортепиано.

В результате совместной работы очень мужественных энтузиастов, играющих на пикколо, у нас появился гораздо более интересный репертуар, чем некоторые могут себе представить.

Это заслуга таких пикколистов, как итальянец Nicola Mazzanti, Matjaz Debeljak из Словении, Lior Eitan из Израиля и, конечно же, Jean — Louise Beaumadier.  Я сожалею только, что нет пока действительно хороших Концертов для пикколо. Надеюсь, что это измениться в будущем.

В прошлом сезоне я решил как-то исправить эту ситуацию и заказал Концерт для пикколо и духового оркестра у Роберта Groslot. Мы записали его с группой Королевского симфонического бельгийского военного оркестра.

 

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ В СИСТЕМЕ ПРОСЛУШИВАНИЯ В ОРКЕСТРЫ.

Для участников прослушивания в оркестр требуется серьезная адаптация. Им нужно оставаться сконцентрированными в джунглях совершенно разных систем прослушивания.

Я всегда рекомендую своим студентам потратить время для сбора информации об оркестрах, куда они собираются на прослушивание. Мало того, что они должны знать больше о традициях, звуке и музыкальном стиле оркестра. Но они также должны знать о том, как организованы прослушивания в этот оркестр.

В нашем оркестре первый и второй раунд прослушивания происходит за экраном (за ширмой). По моему опыту, на прослушиваниях за ширмой, у флейтистов с более проецируемым звуком есть преимущество. Но когда экран убирают, то их часто упрекают в том, что у них нет достаточной чистоты в звуке. Я слышал от многих студентов, что они предпочитают выступать на прослушиваниях с экраном, потому что они чувствует себя увереннее.

С другой стороны, я считаю, что нужно готовиться  выступить перед панелью прослушивания не испытывая страха. Это умение, которое должно быть частью подготовки к процессу прослушивания.

Также я считаю, что оркестровые музыканты должны вести себя таким образом, чтобы заставить страх субъективного суждения других кандидатов, которых они знают, исчезнуть.

Британская система прослушиваний, безусловно, имеет преимущество в том, что она дает возможность наблюдать за кандидатами в реальных жизненных ситуациях оркестра. Однако, у многих создается впечатление, что это просто дешевый способ работы с внештатными музыкантами в течение какого-то времени.

Я думаю, что специальные уроки тренинга очень важны в процессе подготовки к прослушиваниям. В консерватории Антверпена мы часто организовываем репетицию прослушивания с экраном и без.

 

РАССКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, О ВАШИХ  СОЛЬНЫХ ПРОЕКТАХ.

 

Когда я поступил в оркестр Королевской Фламандской Филармонии, Алдо Баертон, наш первый флейтист, предложил, чтобы я начал преподавать пикколо по программе Мастера в консерватории Антверпена. Выпускники этой программы уже работают пикколистами в нескольких оркестрах. Я был очень горд, когда моя ученица Anke Lauwers стала лауреатом конкурса NFA Piccolo в Анахайме, в 2011 году.

Три компакт диска с концертами для пикколо с пианистом Стефан Де Schepper сыграли очень важную роль в моем развитии как пикколиста. Для последнего диска «Piccolo Polkas» я собрал лучшую салонную музыку. Туда вошли польки и современные композиции для пикколо и фортепиано с добавлением тубы, фагота, кларнета и английского рожка. Я пригласил своих коллег по оркестру присоединиться ко мне. В этом сезоне надеюсь записать четвертый CD с концертами Вивальди  с моим ансамблем камерной музыки “Arco Baleno”.

Провожу семинары и мастер-классы, надеюсь помочь молодым талантам развить свои навыки. Пикколо это моя страсть. Наш первый международный семинар флейты и флейты-пикколо (с моим коллегой из оркестра Алдо Баертон и голландским флейтистом Robert Pot) прошел с большим успехом. К нам приехали 40 участников из 9 стран. Следующим летом, надеемся, что  снова организуем этот курс.