Выбрать страницу

Первая флейта симфонического оркестра в Исландии

Также читайте:

Первая флейта Berlin Staatskapelle Клаудия Штейн

Первая флейта Berlin Staatskapelle Клаудия Штейн

В современной музыке я чувствую особую свободу и способность делать вещи по своему. Меня это вдохновляет и позволяет найти новый подход и в традиционной музыке.

ХАФФИ ОЛАФСДОТТИМАПП.  ДОТТИМАПП ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ОНА ДОЧЬ ОЛАФСА.

ХАФФИ ЯВЛЯЕТСЯ ПЕРВОЙ ФЛЕЙТОЙ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА ИСЛАНДИИ. ОНА НАПИСАЛА ДЛЯ СВОЕГО ОРКЕСТРА СИМФОНИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ «МАКСИМУС МУЗИКУС», С КОТОРЫМ ОРКЕСТР ГАСТРОЛИРУЕТ УЖЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ НЕСКОЛЬКИХ СЕЗОНОВ ПО ВСЕМУ МИРУ! 

РАССКАЖИТЕ НАМ, ПОЖАЛУЙСТА, О ПЕРСОНАЖЕ МАКСИМУС МУЗИКУС, КТО ЭТО?

Это вымышленный персонаж по имени Максимус Музикус. Любопытный мышонок, который изучает оркестр и его музыку.

История о нем представлена в четырех книгах с CD.  Концерт с текстом был переведен и сыгран уже несколькими оркестрами в разных странах. Люди часто спрашивают меня откуда взялась эта идея? Но я действительно не знаю откуда. Мои идеи выскакивают из ниоткуда! Но я полагаю, что все складывается в нашем подсознании. Все что вы сделали и все о чем вы подумали.

А я всегда была заинтересована в трех вещах, которые этот проект и объединяет. Это музыка, книги и дети.

Для флейтистов было бы интересно узнать, когда пришла ко мне эта идея. Так вот, это было в день моего первого «Дафнис»! Я была в предвкушении концерта. А в первой части программы был  ещё “Послеполуденный отдых Фавна”, а во второй — Ритуальные танцы Майкла Типпетта, который я ощущаю как замаскированный концерт для флейты! Так что в целом это была огромная программа.

Необычно, что я уснула после обеда. И там, в темноте, ко мне вдруг пришла идея. Маленький персонаж выходит на сцену и видите всё, что мы делаем. Какие-то смешные вещи и слышит все прекрасные звуки. Маленький герой сразу же получил свое имя: Максимус Музикус.

На исландском “муз” означает мышка и вам нужно всего лишь немножко знать латынь, чтобы понять, что его имя означает великий музыкант!

Я была в восторге от этой идеи. Так что, возможно, это помогло мне сыграть «Дафнис и Хлоя» в тот вечер!

К этому времени я уже проработала в оркестре восемь лет и сыграла изрядное количество детских концертов. Мне всегда было интересно, какие программы работали хорошо, а какие нет. И когда идея этого проекта буквально выскочила из меня, я была почти уверена, что это может получиться. К тому же у меня был стимул, чтобы сделать это.

КАКОВА БЫЛА ЦЕЛЬ ВАШЕГО ПРОЕКТА?

Я хотела написать забавную историю для образования, скрытую в приключениях.

Часто думала, как было бы интересно для зрителей, если бы они попали на сцену. Что бы они испытали, находясь в середине оркестра? И моя Мышка именно это и делает.

В начале он видит то, что делают музыканты на репетиции. Он слышит как настраиваются арфы, как гудят в свои инструменты духовики и как контрабасист гладит свои струны. Мышке кажется, что началось землетрясение, так как пол дрожит от вибраций.

Затем она поражена замечательной музыкой, которую производит оркестр. А может быть, это все пришло ко мне из-за того, что я очень поздно начала учиться музыке? Я никогда не забуду самый первый раз, когда я сидела в оркестре. Играть я не могла, потому что я постоянно улыбалась.

И я хочу, чтобы у детей появился такой опыт, чтобы и они почувствовали чудо оркестровой музыки.

Я вложила в рассказ все, что мои дети нашли странным и смешным. И что мне показалось смешным. Я помню, как показывала свой инструмент детям моих друзей и они были поражены увидев, что у меня было три флейты в коробке. И их глаза стали еще больше, когда я вставила три трубы в одну!

Для книги я использовала наблюдения за своими детьми. Однажды я взяла своего 4-х летнего сына на концерт большого оркестра и заметила, что ему понравился свинг-джаз. Я ожидала, что он сейчас начнет двигаться в ритм и получать удовольствие. А он стоял неподвижно и, глядя на меня, сказал: “Мама, у них у всех красные лица!” Поэтому в книге Мышонок замечает, что у духовиков, когда они играют, красные лица.

Музыканты могут показаться зрителям нереальными в своих черных нарядах в лучах света.

А я хотела показать, что музыканты реальные люди.

В одном месте фаготист говорит о трости: “Я делал трости ночью и думаю, что это правильно”. А дети думают: “Ну ничего себе, ночью”! Сопереживают.

КАК БЫЛА РЕАЛИЗОВАНА ВАША ИДЕЯ?

Я долго думала над этой идеей и придумала несколько сюжетов для рассказа. Затем я рассказала нашему главному дирижеру. Тогда это был Rumon Гамба. Я спросила его, может ли это заинтересовать оркестр? Ведь понятно было, что книга должна будет иметь диск, для того чтобы реализовать музыкальную историю. Дирижер сказал “Да”! И менеджер сказал “Да”! Они назначили несколько сессий записи для записи музыки для оркестра, в которой мы нуждались.

Первая часть, которую мы записали, было «Болеро». Отличное произведение для введения в оркестр для малышей с красивыми повторяющимися темами, с разными инструментами, играющие соло и замечательной оркестровкой.

Люди спрашивали меня, будет ли Максимус музыкой немного напоминать «Петю и волка» ?

В некотором роде да. Но разница в том, что Сергей Прокофьев писал музыку к истории, а я написала историю к музыке.

Основная часть у нас это Болеро. Также у нас есть Копленд “Fanfare for the Common Man”, чтобы представить медные инструменты. Потом мне нужна была какая-то известная музыка, пока Мышка находится за сценой. И затем 5-я Симфония Бетховена!

Во время семейных концертов оркестры обычно играют всю первую часть целиком. Но я сделала довольно смешную 40-ка секундную версию, которая используется для школьных концертов. Это всего лишь краткое введение в этот великий шедевр. Но достаточное, чтобы подогреть аппетит у 4-6-летних!

У нас также есть очень популярное произведение в Исландии, которое обычно играют на бис. Это Sprengisandur by Kaldalóns. Люди сходят с ума, когда мы играем эту пьесу о скачках. И самая последняя — это песня Максимуса. Простая мелодию, написанная на слова, которые я и мой хороший друг-иллюстратор книги написали вместе.

КАК ВЫ ПРИДУМАЛИ ИЛЛЮСТРАЦИИ И САМ КОНЦЕРТ?

Иллюстратор — это мой коллега. Он играет на альте в нашем оркестре. Я увидела некоторые действительно смешные мультики по его рисункам, изображающих музыкантов. И я попросила его присоединиться ко мне.

Когда он сказал да, то всё тогда просто собралось вместе.В 2008 году, через два с половиной года после того, как у меня появилась первоначальная идея, книга была готова. И оркестр был готов играть концертную программу с рассказчиком и иллюстрациями на экране, позади оркестра.

Мне кажется, что на этот проект ушло очень много времени. Но все мне говорят, что это на самом деле очень короткий срок, чтобы реализовать такой проект. Книга в красивом твердый переплете с CD прибыла из типографии. И оркестр представлял книгу как на семейных, так и на школьных концертах.

Зал всегда был полон детьми от четырех до шести лет. И всегда была только небольшая горстка педагогов среди них. Обычно, когда мы играли для такой возрастной группы, то никогда не было тишины в аудитории. Но когда мы начали этот концерт — в зале была полная тишина! Там было столько энергии, которая исходила от детей, которые все были сосредоточены на нас! Мы никогда не испытывал ничего подобного раньше.

И вот я сидела там, в оркестре, и думала, что вот, проект осуществлен! Но у меня забегали мурашки по коже от осознания того, что это не конец. Это только начало! Я чувствовала, что должна довести это до других оркестров.

ТАК КАК В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ МАКСИМУС ПОПАЛ В МИР?

Это  то, чем я сейчас занимаюсь. Я хочу, чтобы этот материал стал доступным для других оркестров на разных языках. ‘Макси концерт” уже прошел с такими оркестрами, как Симфонический оркестр Мельбурна, Квинленда, в Западной Австралии в Перте. Ансамбль в Берлине с Берлинским филармоническим оркестром, Королевским Филармоническим оркестром Стокгольма и симфоническим оркестром Концертгебау в Нидерландах.

У нас есть заказы из Тасмании и Канады и заинтересованных сторон в Бразилии и Китае. Только что изданы книги в Германии, Англии и Корее.

Исландский Симфонический оркестр выступал с моим произведением уже много раз и мы сыграли его на скандинавском фестивале в Вашингтоне в 2013 году. У меня есть версия для камерного оркестра и она была впервые исполнена оркестром Св. Луки в Нью-Йорке в прошлом году и получила невероятное количество слушателей. Была интернет-трансляция по всему миру. С 2008 года Максимус Музикус был представлен на 100 концертах по всему миру, а это много детей!

Книги стала бестселлером в Исландии.

До меня постоянно доходят удивительные истории о детях, которые любят Мышку и хотят слушать CD и читать книгу каждый вечер на ночь. Они слушают рассказ на компакт-диске с фрагментами музыки, которая то всплывает, то исчезает. И после того как они слушали эти рассказы много раз, они готовы выслушать все произведения целиком.

Сразу после выхода первой книги меня стали просить писать продолжение. Я задалась вопросом, что было бы наиболее важным? И решила, что будет необходимо показать, что и дети могут играть на инструментах, а не только взрослые. Поэтому вторая книга называется “Максимус Музикус посещает музыкальную школу” и она вышла через два года.

Потом моей мечтой стало сделать балетный проект. И в 2012 году у нас состоялась премьера шоу-балета “Максимус Музикус спасает балет”.

У нас было сто детей из Национальной балетной школы, которые танцевали на сценепод музыку Глазунова, Равеля и Йорунн Видар. Мы закончили нашу серию в прошлом году с последним “Максимус Музикус поступает в хор». И в концерте у нас было задействовано 240 юных хористов, которые пели с оркестром.

Мы чувствуем, что мы закончили серию в комплекте с четырьмя историями из оркестра, музыкальной школы, балета и хора.

Это было важно и для музыки и для образования. Наша Мышка не только узнает о музыке и инструментах, о пении и танцах, но и учится. И тем самым учит своих читателей. В том числе и позитивным жизненным навыкам. Таким как ценность дружбы и необходимостью верить в себя.

Хотя этот проект был огромным объемом работы на протяжении почти десяти лет, я безмерно счастлива, что он состоялся.

РАССКАЖИТЕ, ГДЕ И С КЕМ ВЫ УЧИЛИСЬ?

Я начала учиться на флейте в Исландии, в моей родной стране. С англичанином Бернардом Уилкинсоном, который был в то время первым флейтистом симфонического оркестра Исландии.

Он посоветовал мне поехать в летнюю школу за границу, где я встретила таких учителей как Уильям Беннетт и Тревор Уай из Великобритании и Алана Мариона и Раймонда Гийо. Я увидела, что преподавание и стиль игры у них очень разные и почувствовала, что английский стиль подходит мне больше всего.

Во Франции для меня было слишком много “делай так” в отношениях ученика с учителем.

Это нормально до определенного момента. Но я хотела анализировать и понимать, что на самом деле должен делать студент для того, чтобы быстро продвигаться вперед. И мне было необходимо обсуждение, чтобы найти свой собственный стиль игры.

Что мне особенно понравилось в английской школе так это то, как в ней музыка соединяется с другими видами искусства, с реальной жизнью. И получается, что это не просто абстрактная музыка, а в ней появляется смысл. Таким образом, вы можете найти свой собственный способ говорить на языке музыки.

Когда я поняла, что хочу учиться в Англии с Уильямом Беннеттом, то я подала заявку и послала свои аудио записи в Королевскую Академию, но не попала. Но мне удалось попасть в колледж в Манчестер, где я проучилась один год с Тревором.

Летом я поехала к Беннетту в летнюю школу и сыграла для него концерт Нильсена. И Беннетт сказал незабываемые слова: “Вы улучшили свою игру на 100 процентов. Ведь я слышал ваши записи год назад. И я жалею, что вы не в моем классе!”.  Это было так приятно услышать! И я уже знала, что снова буду пытаться поступить в Королевскую Академию.

Когда меня перед поступлением в Королевскую Академию спросили, почему я хочу там учиться, ведь у меня уже есть диплом, я объяснила, что просто хочу стать лучше. А для этого нужно учиться у Беннетта! Я получила место и проучилась в Академии два года.

На второй год у меня были и сам Беннетт и его жена, Мичи Беннетт и Себастьян Белл. У Беннетта есть правило, что студенты должны учиться с ним только один год. На самом деле было здорово учиться сразу у всех. Мичи действительно помогла мне работать над моими обертонами для комфортного и легкого третьего регистра. Себастьян Белл был настойчив во всех областях. И в музыке и в технике. Очень интересно было с ним заниматься. На самом деле очень хорошо иметь много учителей.

Если у них  разные мнения, вы можете все выслушать и принять обоснованное решение, что работает именно для вас. Они могут сказать вам то же самое, но разными словами. И поэтому одно из объяснений может просто совпасть с вашим.

А ВЫ НИКОГДА НЕ ДУМАЛИ ОСТАТЬСЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ ИЛИ ГДЕ-ТО В ЕВРОПЕ ПОСЛЕ УЧЕБЫ?

Нет, я всегда хотела жить только в моей родной стране.

Когда я закончила учебу в Англии, мой парень (теперь муж!) и я решили получить еще образование, поэтому мы поехали в Париж. У меня были частные уроки с Аланом Марионом. Невероятно, но я выучила с ним большую часть французского репертуара.

Потом надо было решать. Собираемся ли мы обратно домой в Исландию или мы собираемся попробовать и поиграть в другом месте?

Мы оба с мужем почувствовали, что мы действительно хотим вернуться домой и строить свою жизнь там. Это природа, это люди. Вот что манило нас.

Мы поехали домой без перспективы когда-либо получить работу как музыканты. В Исландии население всего 330 000 человек! У нас, конечно, есть симфонический оркестр в столице, в Рейкьявике. Но это  единственный профессиональный оркестр.

Мы были готовы, что у нас никогда не будет денег и мы будем носить один и тот же джемпер всю оставшуюся жизнь!

Теперь, оглядываясь назад, я нахожу это очень идеалистическим. Однако, я думаю, что стать музыкантом можно, если вам очень повезет. Либо у вас есть идеал, иначе вы очень быстро сдадитесь. После нашего возвращения в течение первого года дома мы организовали камерную группу под названием Camerarctica.

Затем, после 5 лет преподавания и работы фрилансером, открылась возможность попасть в Симфонический оркестр Исландии. Позиция была для пикколо. Прослушивание проходило за ширмой для всех туров и предполагало исполнение всех обычных пьес и оркестровых трудностей.

Я отлично помню, как играя смертельное соло для пикколо из Симфонии №4 Чайковского, я ощутила триумф, когда добрался до конца. Мне удалось, чтобы все ноты прозвучали громко и ясно.

Еще помню как играла медленную часть из концерта Вивальди для флейты-пикколо. И помню ощущение интенсивного вслушивания тех, кто сидел на панели по другую сторону экрана.

Так, работа на пикколо стала моей первой работой в оркестре. Это был январь 1997 года. Двумя годами позже ушел на пенсию первый флейтист и я прошла прослушивание и выиграла эту позицию. Я фактически делала оба прослушивания, вынашивая ребенка. Поэтому у меня не было достаточного объема легких и мне пришлось играть как в “Дафнис” и в “Послеполуденном отдыхе фавна”. Но я была так счастлива, что у меня будет ребенок, что это счастье я привнесла в музыку и все это дало результат. Итак, я получила работу моей мечты!

Часто люди спрашивают меня о стрессе и я отвечаю, что то, что помогает мне больше всего, это напоминать себе, что стресс не помогает никому. Я тренирую себя, чтобы отодвинуть его в сторону. Это легче сказать, чем сделать. Но это самый лучший настрой и тогда вы можете использовать все свои эмоции, чтобы вдохнуть жизнь в музыку.

КОГДА ВЫ ПОЧУВСТВОВАЛИ, ЧТО ХОТИТЕ СТАТЬ ОРКЕСТРАНТОМ?

Оркестровую музыку  я любила всегда и всегда предпочитала слушать оркестровую музыку, а не произведения для флейты.

Я играла настолько много камерной музыки, насколько это было возможно. Играла и в юношеском симфоническом оркестре. Но в Исландии было не так много возможностей.

Я очень поздно начала учиться на флейте, в 15 лет! Но я училась в консерватории в Рейкьявике и получила диплом учителя и диплом солиста. И даже участвовала в концерте с симфоническим оркестром Исландии. В Англию я приехала уже в 24 года. Вы видите, по сравнению со многими музыкантами я начала очень поздно. Но в итоге оказалась там, где я хотела быть.

ИЗМЕНИЛАСЬ ЛИ ВАША ИГРА С ТЕХ ПОР КАК ВЫ СТАЛИ ПЕРВОЙ ФЛЕЙТОЙ В ГЛАВНОМ ОРКЕСТРЕ СТРАНЫ?

Она стала легче и лучше. Постоянно играя в оркестре, ты становишься очень рутинным игроком в хорошем смысле. Улучшается ваше чтение с листа и вы учитесь сохранять спокойствие. И в то же время  реагировать на все, что происходит вокруг вас. Учитесь балансированию.

Играя в оркестре, вы должны одновременно визуально следить за дирижером, за концертмейстером. А также слушать музыку вокруг вас и постоянно реагировать на то, что вы слышите. Не говоря уже о том, что вы должны сыграть все ваши ноты!

Мы каждую минуту принимаем множество решений. И когда мы играем, основываясь на том, что происходит вокруг нас, мы никогда не сыграем так же как в прошлый раз. Музыка живая и всегда новая и я нахожу это очень интересным.