Выбрать страницу

Николай Попов, солист оркестра Большого театра России

Также читайте:

Первая флейта Berlin Staatskapelle Клаудия Штейн

Первая флейта Berlin Staatskapelle Клаудия Штейн

В современной музыке я чувствую особую свободу и способность делать вещи по своему. Меня это вдохновляет и позволяет найти новый подход и в традиционной музыке.

В ЧЁМ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, СЕКРЕТ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА?

Я, наверно, как и многие музыканты, весьма суеверен и верю, прежде всего, в удачу. На мой взгляд удача— очень важный момент в творчестве и в исполнительстве. Есть вещи, которыми руководят силы, нам неподвластные, увы… Но, из того, что нам подвластно, прежде всего, мне думается — это анализ.

В исполнении любого произведения надо понимать и чувствовать его стиль. Ощущение стиля, знание истории и составляют культуру человека. Надо стараться быть аналитиком, сравнивать произведения между собой, интересоваться биографическими фактами из жизни композиторов.

При этом интуиция — это конечно же самое важное в искусстве. Ну и конечно записи, их нужно слушать как можно больше! Ваш сайт — это то, что надо смотреть и впитывать. Главное на этом сайте то, что вы можете сравнить и узнать о том или ином соло из уст оркестрантов ведущих коллективов нашей планеты. Поэтому каждый может быть уверен в правильности подачи материала.

Я работаю в оркестре Большого театра России. Большой театр — это марка, он является символом российской культуры. И поэтому все артисты несут очень большую ответственность за служение в нем. Здесь мы все должны постоянно самосовершенствоваться. Ведь кому-то раз в год, а кому раз в 2 года предлагается или не предлагается продлить контракт. И поэтому, поверьте, чувствуешь особенно волнение когда у тебя сольный спектакль.

Надо сказать, что особенность работы в театре для солирующего флейтиста, что замечательно — это большой объем именно сольной игры. Когда я поступил на работу в театр, мне были известны только основные соло из балетов и опер. Ведь они требуются на прослушиваниях практически в любой оркестр. Но сами спектакли мне играть не приходилось. Поэтому первые полгода моей работы в театре оказались не легкими. Я насчитал более 20 своих личных «премьер» .

Мне кажется, что для успешной работы в оркестре необходимы прежде всего профессионализм и хорошее знание материала. А также позитивная атмосфера в коллективе. Вам надо быть готовым к тому, что на текущий репертуар дается максимум 2 репетиции.  А иногда идешь играть спектакль, что говориться «с листа». Поэтому готовность всегда должна быть на 200% И готовить себя к такой работе надо со студенческой скамьи.

В ЧЕМ НА ВАШ ВЗГЛЯД ПРЕИМУЩЕСТВА НАШЕГО САЙТА?

Мне всегда интересно следить за тем, что происходит в мире. Сейчас время технического прогресса. Поэтому у ребят, которые связали свою жизнь с музыкой, очень высокий технический уровень исполнения. Но необходимость в получении информации для расширения кругозора, воспитания своего собственного музыкального вкуса присутствовала во все времена. Без таких знаний крайне сложно найти себя в этой нелегкой музыкальной жизни. Поэтому данный сайт, как мне кажется, является очень полезным «подспорьем» для получения таких знаний.

И не только для студентов, но и для профессионалов. Мы же всю жизнь совершенствуемся. Поэтому любому музыканту, как мне кажется, должно быть интересно послушать и посмотреть игру своих коллег. Отметить для себя что-то новое — все мы настолько разные! Это и поднимает исполнительское искусство на высшую ступень. Лично я на сайте, к моему большому удовольствию, увидел видео уроки Андреа Олива. С ним мы вместе играли проект с Пьером Булезом в оркестре Густава Малера в 2000 году.

Я завидую «белой завистью» сейчас тем, кто проходит обучение. Мне очень не хватало именно такой информации, особенно когда я учился в России. Да и до сих пор внимание к оркестровым трудностям в российских высших учебных заведениях недостаточно. Об этом сейчас во весь голос говорят все мои коллеги. Поэтому, когда я получил приглашение от солиста оркестра BBC Майкла Кокса поучаствовать в этом проекте, то сразу же принял это предложение. И готов поделиться собственным опытом в исполнении тех соло, которые были играны мною не раз. Сейчас я как раз тщательно готовлюсь к этим видеозаписям.

МЫ УЖЕ ЗНАЕМ, ЧТО ВЫ УЧИЛИСЬ В ЕВРОПЕ, РАССКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ОБ ЭТОМ ПОДРОБНЕЕ

В 90 — годы в России люди получили возможность свободно перемещаться по миру и увидеть его с разных  сторон. А у музыкантов, прежде всего для исполнителей на духовых инструментах, появилась возможность поучиться ремеслу у европейских профессоров. Первым, кто полноценно поступил учиться в Парижскую консерваторию, был Денис Лупачев. Сейчас он солист Мариинского театра.

Меня Орель Николе пригласил в Европейскую Академию Моцарта в Польшу намного позже. В Польше несколько сезонов просуществовал проект, позволяющий музыкантам из разных стран обучаться совместно. Основным направлением была камерная музыка. Но великий Николе дал мне не один десяток индивидуальных уроков за тот год. Потом уже я закончил аспирантуру у  Адорьяна в Мюнхене.

ВСЕГДА ИНТЕРЕСНО УСЛЫШАТЬ ОТВЕТ НА ВОПРОС: “ А ПОЧЕМУ ВЫ ВЫБРАЛИ ФЛЕЙТУ?»

Семья и ее традиции сыграли большую роль в выборе именно флейты, как инструмента. Мой дед — Лев Васильевич Островский был профессиональным флейтистом. Он работал в Александринском, Мариинском театрах. Но основным местом его службы стал Михайловский театр, который в советское время носил имя Малого оперного. Мой дед был солистом оркестра более полувека и вышел на пенсию только в 75 лет.

В наследство от него у меня осталась деревянная флейта “Отто Мёниг”, которая сейчас находится на реставрации в Германии. Так как деда не стало до того, как я пошел в школу, то моим первым педагогом стала  Ирина Петровна Пименова.

В Колледже им. Мусоргского я учился у Евгения Сергеевича Матвеева, которого я воспринимал как отца. Сейчас его уже нет в живых, но память о нем всегда жива. И не только у меня, но и у всех его многочисленных учеников. Многие стали блестящими профессионалами. Например, Николай Мохов, коллега Дениса Лупачева, также солист Мариинского театра.

Матвеев более 40 лет был 2-ой флейтой в оркестре у Мравинского, что говорит об уровне этого человека. Затем я поступил в легендарную петербургскую консерваторию им. Римского-Корсакова в класс профессора Ольги Степановны Чернядьевой.

 КАК ВАМ УДАЛОСЬ СОВМЕСТИТЬ АРМИЮ И ФЛЕЙТУ?

Моя служба проходила в Адмиралтейском военном оркестре Санкт-Петербурга. И это был мой первый оркестровый опыт. Этот коллектив является старейшим профессиональном коллективом в России. Он был создан указом Петра I в начале 18 века. Тогда туда были приглашены музыканты из Голландии, что напрямую указывает на корни российской духовой школы.

У меня был замечательный начальник, дирижер Алексей Карабанов, с которым мы до сих пор сотрудничаем. Он прекрасный дирижер, аранжировщик, да и просто талантливый и очень деятельный человек. Карабанов оказал мне очень большую поддержку в те годы.

Одновременно со службой у меня была возможность учиться, ездить на конкурсы и играть сольные концерты в петербургской камерной филармонии. Именно в этой организации я начал свою трудовую деятельность в 18 лет.

ЧТО ДЛЯ ВАС ПРОСЛУШИВАНИЕ В ОРКЕСТР И КАК К НИМ ГОТОВИТЬСЯ?

Любой конкурс или прослушивание — это не только радость победы, горечь поражения или “туристическая поездка». Здесь важно объективное и честное мнение к самому себе — насколько ты был максимально приближен к своим «100%». Музыка — это очень субъективный вид искусства.

Бывало, что проходишь ты на следующий тур, а играешь по собственному ощущению: “не очень”. Или наоборот — не прошел на следующий тур, а, кажется, что выступил удачно. Конечно — это лотерея. Но вода — камень точит. Надо идти вперед и быть оптимистом. Нужен некий баланс между мнением со стороны и своим. Тогда результат не заставит себя ждать.

МЫ ЗНАЕМ О ДУХОВОМ КВИНТЕТЕ БОЛЬШОГО ТЕАТРА. КАКИЕ У ВАС БЛИЖАЙШИЕ ПЛАНЫ?

Мне было очень приятно получить приглашение от своего коллеги, фаготиста Андрея Рудометкина, войти в состав духового квинтета. Именно этот музыкант собрал своих коллег единомышленников и добился того, что коллектив получил официальный статус духового квинтета Большого Театра России.

Сейчас мы выпускаем диск русской музыки, в который войдут произведения, оригинально написанные для духового квинтета. Помимо произведений Алябьева, Светланова и Денисова в него вошла замечательная фантазия на темы оперы «Пиковая Дама» нашего гобоиста Сергея Лысенко, а также мой квинтет «Карнавал животных и насекомых”. Там 5 частей и каждое животное -это небольшой дружеский шарж на каждого из нас…

КОГДА ВЫ НАЧАЛИ СОЧИНЯТЬ СВОЮ СОБСТВЕННУЮ МУЗЫКУ?

Если погрузиться в музыкальную материю, то невольно начинаешь видеть другие стороны того, из чего же состоит сама музыка. Я всегда поражался тем людям, которые могут импровизировать — мне казалось, что это дар и спонтанное состояние. Оказалось, нет! Это труд, при том умственный. Сложно осознать на нашем инструменте всю гармоническую функцию, мы, увы, не видим клавиш, как пианисты …

Но мне стало проще, когда я взял в руки саксофон. Существует огромное количество так называемых секвенционных фраз, которые необходимо выучить во всех тональностях. А если при этом ты можешь придумать собственные фразы, то можно пробовать писать свою

Саксофон — это же совершенно другой инструмент! Расскажите про это увлечение.

Я сейчас очень активно занимаюсь именно на нем. В Российской Академии музыки им. Гнесиных преподает профессор Александр Осейчук, его имя знают далеко за пределами нашей страны. Он создал уникальную методику, которая включает в себя знание гармонии, ладов, фраз, штриха, ритма и многого другого. Чтобы в ней разобраться, нужно время, поэтому мне в этом помогает его выпускница, автор многих собственных трудов — замечательная российская саксофонистка Жанна Ильмер.

Надеюсь, что через какое-то время «Джаз» , как стиль, станет обязательным предметом для “классиков” в музыкальных вузах . Ведь посмотрите, сейчас любой классический исполнитель мечтает сыграть что-то необычное, найти новую форму концерта, сделать именно “перфоманс” и как-то расширить свои рамки. Как мне кажется, все в истории, в том числе и в истории музыки идет по спирали.

Сумасшедший технический рост исполнительства в 20-ом веке заставил всех классических музыкантов стать прекрасными ремесленниками, но уничтожил в них художественное начало. Мало кто из нас может свободно импровизировать и владеть разными инструментами. А Джаз — это культура уже с вековой историей, и музыканты, кто служит этому стилю — импровизаторы.

Поэтому нам, “классикам”, просто необходимо учиться у них двигаться вперед, тем самым восстанавливая то, что мы потеряли за время технического прогресса. Это очень нелегкая задача, согласитесь, сохранить высокий уровень исполнительства и при этом свободно мыслить и импровизировать… но я к этому стремлюсь.

ВЫ ХОТИТЕ СКАЗАТЬ, ЧТО РАНЬШЕ ОРКЕСТРОВЫЕ МУЗЫКАНТЫ МОГЛИ САМИ СОЧИНЯТЬ МУЗЫКУ?

Когда-то давно все музыканты были мульти инструменталистами и прекрасными импровизаторами, особенно в период ренессанса и барокко. Да и каденции в концертах подразумевали личностное отношение к сыгранному материалу исполнителем, т. е импровизацию. В Московской Консерватории существует экспериментальная кафедра, где студенты проходят обучение, как на современных, так и на исторических инструментах.

Если говорить конкретно про флейту, то здесь надо отдать должное Олегу Худякову и Ольге Ивушейковой — настоящим подвижникам этого направления. Надо сказать, что и в советское время эпохе барокко посвятил свою жизнь замечательный флейтист Владимир Федотов. А с его дочерью Марией мы проработали, что называется «бок о бок» долгое время в БСО им. Чайковского под руководством всемирно известного маэстро Владимира Федосеева.

Я много чему научился в период моей работы в этом оркестре, за что очень благодарен и маэстро, и моим бывшим коллегам. Интересен тот факт, что творческие судьбы наших семей с Марией Федотовой, пересекались в разных поколениях. Ее дед был соло флейтистом в оркестре Мариинского театра. А мой дед был его коллегой, правда, недолго, когда он работал в этом коллективе в 20- годы прошлого столетия. Кстати, Мария сейчас солирует в этом же оркестре у маэстро Валерия Гергиева.

В ЧЁМ ЖЕ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, СЕКРЕТ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА?

Я, наверно, как и многие музыканты, весьма суеверен и верю, прежде всего, в удачу. На мой взгляд удача— очень важный момент в творчестве и в исполнительстве. Есть вещи, которыми руководят силы, нам неподвластные, увы… Но, из того, что нам подвластно, прежде всего, мне думается — это анализ.

В исполнении любого произведения надо понимать и чувствовать его стиль. Ощущение стиля, знание истории и составляют культуру человека. Надо стараться быть аналитиком, сравнивать произведения между собой, интересоваться биографическими фактами из жизни композиторов.

При этом интуиция — это конечно же самое важное в искусстве. Ну и конечно записи, их нужно слушать как можно больше! Ваш сайт — это то, что надо смотреть и впитывать. Главное на этом сайте то, что вы можете сравнить и узнать о том или ином соло из уст оркестрантов ведущих коллективов нашей планеты, поэтому каждый может быть уверен в правильности подачи материала.

Как говорил мне мой педагог Орель Николе: “Лучший ученик-это обезьяна!”

 У ВАС ЕСТЬ В ПЛАНАХ ЖЕЛАНИЕ ПРОДОЛЖАТЬ ЗАНИМАТЬСЯ КОМПОЗИЦИЕЙ?

Писать музыку конечно надо, надо придумывать, надо импровизировать. Надо подключать все собственные ресурсы. И если людям нравится их исполнять, то я только «за»! Фантазию на тему «Летучей Мыши» исполнили уже несколько флейтистов, «Карнавал животных и насекомых» было предложение переделать для фортепиано детям в 4 руки, может еще какое-то озарение снизойдет и в голове родится идея.

Нужно жить по ощущению, но заставлять себя работать в этом направлении тоже обязательно. Сейчас мы готовим проект с пианисткой Натальей Фроловой. С этим музыкантом я тесно сотрудничаю уже почти 20 лет, со времен моего студенчества. Еще давно в 1998 году мы получили премию в Tunbrige Wells Young Concert Artist Competition в Великобритании, после выпустили 2 диска, дали большое количество выступлений в разных городах России.

И теперь, как мне кажется, пришло время для нашей авторской музыки — Наталья также сейчас изучает Джаз и пишет очень интересные композиции.

Смотрите и слушайте сочинение Николая Попова «Карнавал животных и насекомых»